Линейный уровень управления
Лине́йный у́ровень управле́ния, базовый элемент структуры организации, объединяющий в себе управляющих со схожим объёмом полномочий.
Понятие уровня управления
Понятие уровня управления подразумевает выстраивание управленцев в некоторую иерархию, в первую очередь для формализации процессов коммуникации и принятия решений. Иерархия – это расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Управленческая иерархия в организации представляет собой порядок подчинения одних должностей другим, формирующий т. н. скалярную цепь, в которой каждое звено представлено как минимум одним человеком, обладающим строго определёнными линейными властными полномочиями (англ. line authority) по отношению к своему подчинённому. Уровень управления определяется порядковым номером звена скалярной цепи, начиная от наивысшего – генерального директора. Традиционно в линейной организационной структуре руководитель организации управляет ею единолично, а его непосредственные подчинённые только производят декомпозицию задач на свои подразделения, создавая второй линейный уровень управления. В свою очередь, их подчинённые формируют третий уровень и т. д.
Иерархия как обязательный элемент структуры организации
Иерархия в организации как обязательный для эффективного функционирования элемент её структуры теоретически была обоснована в работах немецкого социолога М. Вебера, в частности в рамках его описания концепции рациональной бюрократии. Одним из признаков такой бюрократии (прообраза формальной организации) является иерархичность, в соответствии с которой позиции внутри организации имеют свою иерархию и уровни управления; строго установлены как обязанности подчинённых, так и уровень ответственности управляющих за их действия; а также предусмотрены меры, которыми могут воспользоваться управляющие для воздействия на подчинённых в формальных ситуациях.
Большинство организаций используют управленческую иерархию для организации процесса производства, изменяя лишь количество звеньев в скалярных цепях. С одной стороны, компании с большой историей, работающие в устойчивой и предсказуемой внешней среде, ориентируются на значительное количество управленческих звеньев, а у своих сотрудников поощряют следование предписаниям и работу строго в рамках своих должностных инструкций. С другой стороны, организации 21 в. склонны к внедрению более плоской организационной структуры, предполагающей сжатие скалярной цепи, передачу одновременно и расширенных полномочий своим специалистам, а также повышенную ответственность за реализацию той или иной задачи.
Классификация уровней управления
Американский социолог Т. Парсонс привёл следующую классификацию уровней управления в организации:
институциональный уровень: формулирование целей организации и формирование отношений организации с внешней средой; представлен президентом (генеральным директором), вице-президентом (заместителем генерального директора), председателем совета директоров, казначеем корпорации;
управленческий уровень: координация и согласование усилий специалистов из разных функциональных подразделений в организации для повышения эффективности предприятия; представлен управляющими среднего звена (при длинной скалярной цепи делятся на 2 дополнительных уровня – верхний и нижний);
технический уровень: обеспечение бесперебойной каждодневной работы предприятия и решение операционных задач; представлен низшим уровнем управления, находящимся непосредственно над рабочими и специалистами (бригадиры, руководители отдела и др.).
Теоретики менеджмента и авторы одного из наиболее известных учебников по управлению «Основы менеджмента» М. Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури выделили и описали 3 уровня управления (Мескон. 1995. С. 45–54):
Высший уровень. Управляющие этого уровня занимаются постановкой стратегических целей организации, формируют ви́дение её работы на несколько лет вперёд, а также несут ответственность за все решаемые внутри компании задачи. Основной фактор стресса, влияющий на таких управленцев, – постоянное ощущение незавершённости, поскольку в управлении компанией в целом нет конечного результата (если целью не является закрытие предприятия). В свою очередь, непрерывная деятельность предполагает постоянное взаимодействие с внешней средой и, следовательно, постоянный риск, который необходимо отслеживать и принимать решения в соответствии с его оценкой.
Средний уровень. Управляющие этого уровня являются связующим звеном между генеральным директором и исполнителями задач, собирая и передавая информацию в обе стороны. С одной стороны, такие управляющие трансформируют задачи высшего руководства на технически понятный для исполнителей язык. С другой стороны, менеджеры среднего звена должны обладать всей информацией о происходящем в своих подразделениях, которую они анализируют, сортируют и передают в форме запроса высшему звену для принятия стратегического решения при необходимости. При этом основной фактор стресса – постоянная борьба с конфликтами, мотивация группы, формирование ценностно-ориентированного единства.
Низовой уровень. Управляющие этого уровня взаимодействуют индивидуально с каждым исполнителем. Как правило, они занимаются контролем выполнения конкретных технических задач и расхода затрачиваемых ресурсов, сообщают персоналу мнение руководства о качестве выполненной работы, частично являются наставниками. Основным фактором стресса на таком уровне являются частое переключение между задачами, а также рассредоточение внимания управляющего в течение рабочего дня.
Менеджеры разного уровня управления тратят на качественно разные задачи неравное количество времени. В процентном соотношении руководители высшего звена тратят на решение стратегических задач 60 % своего времени, 25 % – на тактические и 15 % – на операционные задачи. Для менеджеров среднего уровня эта пропорция представляет собой соотношение 25 % – 50 % – 25 %, для низового уровня – 10 % – 25 % – 65 % соответственно (Фатхутдинов. 1996).
Руководитель каждого из управленческих уровней (высшего, среднего, низового) не является официально закреплённой профессией в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов и в Единой номенклатуре должностей служащих. Каждая конкретная руководящая должность характеризуется её функционалом и положением в иерархии предприятия, поэтому первичной является не теоретическая классификация должностей по уровням управления, а практика реализации руководящих функций, которая в дальнейшем анализируется учёными.