Джет Ли
Джет Ли (англ. Jet Li; Ли Лянцзе, кит. 李连杰, пиньинь Lǐ Liánjié) (род. 26.4.1963, Пекин), китайский, гонконгский и голливудский актёр, известный главным образом своей ролью Вонг Фэйхуна в киноцикле «Однажды в Китае» («Once Upon a Time in China», 1991, режиссёр Цуй Харк), а также участием в западных боевиках «Ромео должен умереть» («Romeo Must Die», 2000, режиссёр А. Бартковяк) и «Поцелуй дракона» («Kiss of the Dragon», 2001, режиссёр К. Наон).
Настоящее имя Джета Ли – Ли Ляньцзе, он родился в большой семье, где кроме него было ещё 4 старших детей. Отец умер, когда Ли было 2 года, поэтому семья жила в бедности. В возрасте 8 лет Ли увлёкся ушу и быстро добился результатов – его пригласили в пекинскую команду, а в возрасте 12 лет Ли занял 1-е место на национальных соревнованиях. Чемпионский титул он удерживал на протяжении 5 лет; в 18 лет был вынужден отказаться от участия в соревнованиях из-за травмы колена.
После того как Ли покинул спорт, к нему обратились кинематографисты из Гонконга (Сянган), которые получили разрешение властей на съёмки первого китайского фильма о кун-фу. Особую уникальность проекту, получившему название «Храм Шаолинь» («Shaolin Temple», 1982), придавала возможность провести съёмки на территории буддистского монастыря, ранее недоступного для кинематографистов.
Первый успех
Фильм «Храм Шаолинь» вышел в прокат в 1982 г.: 21 января в Гонконге, 1 февраля в материковом Китае – и оказался успешным на обоих рынках. Хотя Гонконг не испытывал недостатка в кун-фу-фильмах, и в прокате одновременно шла новая работа Джеки Чана в том же жанре – «Лорд Дракон» («Dragon Lord», 1982, режиссёр Джеки Чан), «Храм Шаолинь» заработал больше 2 млн долл., уступив «Лорду Дракону» лишь около 300 тыс. долл. В материковом Китае «Храм Шаолинь» побил все рекорды, заработав 161,5 млн юаней (около 85 млн долл.).
Хотя гонорар Ли при этом оставался на уровне 1 юаня за съёмочный день, и за весь «Храм Шаолинь» актёр заработал всего 750 юаней, контракт на участие в сиквеле, получившем название «Дети из Шаолиня» («Kids from Shaolin», 1984, режиссёр Чжан Синьянь), он подписал почти на таких же скромных условиях. Сюжет фильма не был связан с «Храмом Шаолинь», но снимался практически той же съёмочной группой и с тем же актёрским составом на других ролях. Каст пополнился Хуан Цюянь, участницей пекинской команды по ушу, которая обучалась боевым искусствам вместе с Ли, а впоследствии вступила с ним в брак.
Именно после съёмок «Детей из Шаолиня» у актёра появилось сценическое имя Джет. Филиппинские прокатчики «Храма Шаолинь» сочли имя Ли Ляньцзе слишком сложным, поэтому на постерах дали актёру звучный псевдоним Джет (англ. jet – реактивный) – такое прозвище Ли носил во времена тренировок с пекинской командой ушу.
Картина «Дети из Шаолиня» собрала в Гонконге ещё больше, чем «Храм Шаолинь», но отзывы критиков и зрителей были не столь положительными во многом из-за попыток авторов адаптировать фильм ко вкусам более молодой аудитории. В результате в третьем фильме цикла, «Боевые искусства Шаолиня» («Martial Arts of Shaolin», 1986, режиссёр Лау Кар Люн), было решено вернуться к стилистике 1-го «Храма Шаолинь». Хотя пик популярности кун-фу-боевиков к этому времени прошёл, «Боевые искусства Шаолиня» были встречены благосклонно. В 1989 г. фильм демонстрировался отрывками по 15 минут по советскому телевидению в телеальманахе «Вокруг света», что вызвало всплеск интереса к боевым искусствам среди подростков.
Несмотря на настойчивые предложениями кинопродюсеров, после съёмок «Боевых искусств Шаолиня» Джет Ли планировал покинуть индустрию. Причинами этого были тяжёлая атмосфера на съёмочной площадке и плохое обращение с материковой частью группы со стороны режиссёра фильма, ветерана гонконгской киноиндустрии Лау Кар Люн. Однако Ли продолжил сниматься, получив возможность попробовать себя в качестве режиссёра в фильме «Рождённый защищать» («Born to Defence», 1988). В этом фильме он сыграл китайского солдата, вернувшегося домой после войны с японскими захватчиками и обнаружившего, что его родной город терроризируют американские «освободители».
В следующем фильме, «Битва драконов» («Dragon Fight», 1989, режиссёр Билли Тан), Джет Ли сыграл в паре с будущей суперзвездой комедии Стивеном Чоу, а также познакомился с гонконгской актрисой Ниной Ли, исполнительницей главной женской роли. Хотя на момент съёмок Ли уже был женат на Хуан Цюянь (а вскоре у супругов родилась первая дочь), вскоре он начал встречаться с партнершей по съёмкам (позже актёр вспоминал, что их отношения с первой супругой всегда были больше похожими на отношения брата и сестры). В 1990 г. Ли развёлся с Хуан, но отношения с Ниной Ли зарегистрировал только в 1999 г.
Вонг Фэйхун
Хотя фильмы «Рождённый защищать» и «Битва драконов» не провалились в прокате, они оказались менее успешны, чем трилогия «Храм Шаолинь». Карьерный взлёт актёра начался в 1990-х гг., после встречи с продюсером и режиссёром Цуй Харком, который решил с помощью Джета Ли оживить легендарного китайского героя Вонг Фэйхуна.
Фильмы о Вонг Фэйхуне были крайне популярны в Гонконге еще в 1940–1950-х гг., а в 1970-е гг. вышло несколько посвящённых ему кун-фу-боевиков, но икону киноэкрана из него сделал цикл «Однажды в Китае». 3 первых части вышли в 1991, 1992 и 1993 гг., и каждая из них входила в десятку самых кассовых фильмов года в Гонконге. Успешным стал и уся-боевик «Легенда о фехтовальщике» («Swordsman 2», 1992, режиссёр Тони Чин), спродюсированный Цуй Харком.
Поверивший в свои силы Джет Ли ушёл от Цуй Харка в основанную им вместе с режиссёром и экшн-хореографом Кори Юэнем компанию Eastern Production, снявшись для неё в череде исторических боевиков: «Фонг Сай-Юк 1–2» («Fong Sai-Yuk 1–2», 1993, режиссёр Кори Юэнь), «Стальные когти» («Last Hero in China», 1993, режиссёр Вон Цзин), «Два воина» («Tai Chi Master», 1993, режиссёр Юэнь Ву-Пин), эксплуатирующих образ Вонг Фэйхуна. В середине 1990-х гг. Ли снялся в боевиках «Телохранитель из Пекина» («The Bodyguard from Beijing», 1994, режиссёр Кори Юэнь), «Тайный агент» («My Father is a Hero», 1995, режиссёр Кори Юэнь) и «Степень риска» («High Risk», 1995, режиссёр Вон Цзин), использовавших современный сеттинг.
Большой популярностью и одобрением критиков пользовался боевик «Кулак легенды» («Fist of Legend», 1994, режиссёр Гордон Чан), основанный на том же сюжете, что и классический фильм о единоборствах, который приобрёл культовый статус, – «Кулак ярости» («Fist of Fury», 1972, режиссёр Ло Вэй) с Брюсом Ли. В 1997 г. Джет Ли вернулся к роли Вонг Фэйхуна в 6-й части «Однажды в Китае», получившей название «Однажды в Китае и Америке» («Once Upon a Time in China and America», 1997, режиссёр Саммо Хун).
Этот фильм, а также вышедший годом ранее боевик «Чёрная маска» («Black Mask», 1996, режиссёр Дэниел Ли), спродюсированный Цуй Харком и снятый в эстетике комикса, стали популярными на видео в США.
Работа в Голливуде
В 1997 г. гонконгская киноиндустрия переживала глубокий кризис под давлением развивающегося видеопиратства: кассовые сборы неуклонно падали, бюджеты фильмов сокращались. На этом фоне Джет Ли принял предложение, от которого до него отказался Джеки Чан, и поехал в США для участия в 4-й части «Смертельного оружия» («Lethal Weapon 4», 1998, режиссёр Р. Доннер) в роли главного антагониста. «Смертельное оружие 4» было встречено менее благосклонно, чем первые 3 части, но многие отметили игру Джета Ли как одно из редких достоинств фильма.
Одним из пунктов договорённости между Джетом Ли и продюсером «Смертельного оружия 4» Дж. Силвером была главная роль актёра в проекте «Ромео должен умереть», продюсируемом Силвером. Сценарий представлял собой вариацию сюжета «Ромео и Джульетты» У. Шекспира, перенесённого в контекст борьбы азиатских и афроамериканских уличных банд. Несмотря на сдержанную критику, фильм стал кассовым хитом, заработав 91 млн долл. при бюджете в 25 млн.
За фильмом «Ромео должен умереть» последовало ещё несколько боевиков на Западе: «Поцелуй дракона», «Противостояние» («The One», 2001, режиссёр Джеймс Вонг), «От колыбели до могилы» («Cradle 2 the Grave», 2003, режиссёр А. Бартковяк), «Дэнни цепной пёс» («Danny the Dog», 2005, режиссёр Л. Летерье), «Война» («War», 2007, режиссёр Ф. Дж. Этвелл), «Мумия: Гробница императора драконов» («The Mummy: Tomb of the Dragon Emperor», 2008, режиссёр Р. Коэн).
Из-за высокой востребованности Джет Ли вынужден был отказываться от многих потенциально интересных проектов на родине, но периодически возвращался в Китай, где снялся в масштабных уся-боевиках «Герой» («Hero», 2002, режиссёр Чжан Имоу), «Бесстрашный» («Fearless», 2005, режиссёр Ронни Юй) и в военно-исторической драме «Полководцы» («Warlords», 2007, режиссёр Питер Чан). Последняя принесла Джету Ли Гонконгскую кинопремию как лучшему актёру в 2008 г. В том же году вместе с Джеки Чаном – другим гонконгским актёром, также перебравшимся в США, – он сыграл в американо-китайской приключенческой сказке «Запретное царство» («Forbidden Kingdom», 2008, режиссёр Р. Минкофф).
На пресс-мероприятиях, приуроченных к премьере картины «Бесстрашный», Джет Ли неоднократно говорил, что фильм станет последним кун-фу-боевиком с его участием, и в конце 2000-х гг. актёр попытался переключиться на драматические роли. Он сыграл в эпизоде китайской исторической драмы «Основание Китая» («The Founding of a Republic», 2009, режиссёры Хуан Цзяньсинь и Хань Саньпин) и исполнил главную роль отца-одиночки, воспитывающего сына с особенностями развития, в драме «Рай океана» («Ocean Heaven», 2010, режиссёр Сюэ Сяолу).
С начала 2010-х гг. Джет Ли вернулся в более привычный жанр боевиков в ролях, не подразумевающих столь активной физической вовлечённости, как его работы предшествующих лет. На 1-ю половину десятилетия пришлось участие Ли в фэнтези-боевике «Чародей и Белая змея» («The Sorcerer and the White Snake», 2011, режиссёр Тони Чин) и уся-боевике «Летающие мечи врат Дракона» («Flying Swords of Dragon Gate», 2011, режиссёр Цуй Харк), за которыми последовал комедийный боевик «Значки ярости» («Badges of Fury», 2013, режиссёр Ван Цзымин), где его партнёром стал Вэнь Чжан, уже игравший сына Джета Ли в картине «Рай океана». На Западе он снялся в трёх частях боевика «Неудержимые» («The Expendables», 2010–2014, режиссёры С. Сталлоне, С. Уэст и П. Хьюз), но его роли в этих фильмах больше похожи на расширенное камео.
С середины 2010-х гг. Джет Ли практически полностью отошёл от кино, отчасти под влиянием провала фильма в жанре сянься «Лига богов» («The League of Gods», 2016, режиссёр Коан Хуэй), основанного на китайских легендах о лисице-оборотне Су Дацзи. Исключение он сделал только для короткометражного проекта «Хранители боевых искусств» («On That Night… While We Dream», 2017, режиссёр Чжан Вэнь), профинансированного основателем компании Alibaba Джеком Ма (который сыграл в фильме главную роль), и диснеевской экранизации классической китайской легенды «Мулан» («Mulan», 2020, режиссёр Н. Каро), в которой Ли исполнил роль китайского императора.
С середины 2000-х гг. Джет Ли активно занимается благотворительностью. С января 2006 г. в течение нескольких лет он был официальным послом Красного Креста в Китае, а в 2007 г. основал фонд The One Foundation, который занимается помощью жертвам природных катаклизмов. В своём интервью 2016 г. Ли отметил, что благотворительность – основная причина, по которой он стал меньше сниматься в кино (Ng. 2016).