Юэнь Ву-Пин
Юэ́нь Ву-Пин (англ. Yuen Woo-Ping; кит. 袁和平, пиньинь Yuán Hépíng; Юнь Вопхин, кантон. jyun4 wo4ping4) (род. 1.1.1945, Гуанчжоу), гонконгский и голливудский режиссёр, экшен-хореограф и продюсер, один из ключевых реформаторов жанра кун-фу боевика.
Семья и начало работы в кино
Юэнь Ву-Пин родился в семье актёра и мастера боевых искусств Юань Сяотянь, также известного под англоязычным именем Саймон Юэнь. В семье было 10 детей, из которых 6 сделали карьеру в кино как актёры, режиссёры и экшен-хореографы, со временем сформировав клан Юэней, в котором Юэнь Ву-Пин был старшим.
Первый опыт работы в кино Ву-Пина и его братьев, с детства обучавшихся боевым искусствам под руководством отца и отчасти Ю Чимъюня (хозяина школы китайской оперы, в которой обучался, к примеру, Джеки Чан) (Yuen Woo-Ping. 2018), пришёлся на 1960-е гг. Сначала речь шла об участии в съёмках в качестве статистов и каскадёров. Так, первую небольшую роль Юэнь Ву-Пин сыграл в мюзикле студии Shaw Brothers «Госпожа Белая змея» («Madame White Snake», 1962, режиссёр Гриффин Юэ), а в фильме «Лампа лотоса» («The Lotus Lamp», 1965, режиссёр Гриффин Юэ) он сыграл в паре с братом Юэнь Чун-Янем. После того как в начале 1970-х гг. кассовыми хитами стали картины «Китайский боксёр» («The Chinese Boxer», 1970, режиссёр Джимми Ван) и «Большой босс» («The Big Boss», 1971, режиссёр Ло Вэй), построенные на рукопашных поединках с применением боевых искусств, профессия экшен-хореографа, способного придумать и поставить зрелищные боевые сцены, оказалась крайне востребованной. Этим воспользовался Юэнь Ву-Пин с его опытом в кино и подготовкой в единоборствах.
Первый фильм, в котором Юэнь поставил боевые сцены, назывался «Призыв к оружию» («Call to Arms», 1971, режиссёр Шэнь Чан). В том же году вышел «Сумасшедший убийца» («Mad Killer», 1971, режиссёры Ло Чэнь и Нг Сиюэнь), с участия в котором началось долгое творческое сотрудничество между Юэнем и Нг Сиюэнем, впоследствии влиятельным гонконгским кинопродюсером и режиссёром. В последующие несколько лет Юэнь Ву-Пин работал в паре с братом Юэнь Чун-Янем как экшен-хореограф над многими кун-фу боевиками Shaw Brothers, а также занимался и сторонними проектами – как гонконгскими, так и тайваньскими.
Режиссёрская карьера
В 1977 г. Юэнь Ву-Пин поставил боевые сцены в двух фильмах Нг Сиюэня – «Тайные соперники 2» («Secret Rivals 2») и «Непробиваемые доспехи» («Invincible Armour»), которые считаются бесспорной классикой кун-фу боевиков. После этого Нг Сиюэнь предложил Юэнь Ву-Пину снять для его компании Seasonal Film Corporation собственный фильм – не только как экшен-хореограф, но и как режиссёр. Для главной роли в проекте Нг Сиюэнь позаимствовал у режиссёра Ло Вэя актёра, из которого тот несколько лет подряд пытался сделать нового Брюса Ли, – Джеки Чана. В отличие от Ло Вэя, Нг Сиюэнь оценил комедийный потенциал Чана, который можно было раскрыть в формате кун-фу боевика. Эта задача была возложена на Юэня. Первый совместный фильм получил название «Змея в тени орла» («Snake in the Eagle’s Shadow», 1978, режиссёр Юэнь Ву-Пин). В качестве знака благодарности Юэнь Ву-Пин пригласил на комическую роль учителя главного героя своего собственного отца Саймона Юэня, а в постановке боевых сцен заручился поддержкой братьев.
Фильм ждал большой зрительский и коммерческий успех, на волне которого вторую совместную работу Нг Сиюэня, Джеки Чана и сына и отца Юэней приняли ещё теплее – в ленте «Пьяный мастер» («Drunken Master», 1978, режиссёр Юэнь Ву-Пин) создателям удалось исправить недочёты картины «Змея в тени орла», отточить юмор и задать новую планку качества боевых сцен. Корейский мастер боевых искусств Хван Джон Ни, сыгравший главного злодея в обоих фильмах, стал одним из самых популярных кинозлодеев Гонконга (Сянган), а 66-летний Саймон Юэнь обрёл такую популярность, которой у него не было никогда. В 1979 г. он скончался от инфаркта, перед смертью успев сняться ещё более чем в 10 фильмах.
После фильма «Пьяный мастер» Джеки Чан был вынужден вернуться к Ло Вэю, поэтому в своём следующем проекте «Танец пьяного богомола» («Dance of the Drunk Mantis», 1979) Юэнь Ву-Пин попытался сделать звездой своего младшего брата – Армстронга Юэня. Хотя формула успеха была воспроизведена чрезвычайно точно (учителя главного героя вновь играл Саймон Юэнь, а злодея – Хван Джон Ни), а в некоторых странах фильм выпускали под названием «Пьяный мастер 2», Армстронг оказался неравноценной заменой Чану, и кассовые сборы фильма сильно уступили достижениям «Пьяного мастера». Незаменимость Чана подтвердили три следующих проекта Юэня Ву-Пина – «Великолепный мясник» («The Magnificent Butcher», 1979), «Кулак буддиста» («The Buddhist Fist», 1980) и «Дредноут» («Dreadnaught», 1981), в которых главные роли исполнили Саммо Хун, вновь Армстронг Юэнь и Юэнь Бяо соответственно. Впоследствии эти фильмы были признаны бесспорной классикой жанра.
Очередную успешную жанровую формулу Юэнь Ву-Пин открыл в 1982 г., когда снял легкомысленную, почти пародийную кун-фу комедию «Чудо-бойцы» («Miracle Fighters», 1982). Братья Армстронг Юэнь, Юэнь Ят-Чо, Брэнди Юэнь и Юэнь Чун-Янь сыграли в ней главные и второстепенные роли, а также выступили постановщиками боевых сцен. Фильм собрал в Гонконге свыше 1 млн долл., т. е. больше, чем картина «Пьяный мастер», но не настолько много, чтобы войти в десятку самых кассовых фильмов года на растущем гонконгском кинорынке.
За комедией «Чудо-бойцы» последовали ещё несколько проектов клана Юэней в том же стиле – «Шаолиньский пьяница» («Shaolin Drunkard», 1983, режиссёр Юэнь Ву-Пин), «Пьяный Утан» («Taoism Drunkard», 1984, режиссёр Юэнь Чун-Янь) и «Храм удана» («The Young Taoism Fighter», 1986, режиссёр Чэнь Чихва). Юэнь Ву-Пин снял как режиссёр только первый из них, в остальных ограничившись постановкой экшена. Как режиссёр Юэнь снял в 1984 г. кун-фу комедию «Пьяный тайчи» («Drunken Taichi», 1984), открыв новую звезду жанра – Донни Йена, который сыграл в фильме свою первую роль.
Сотрудничество с Донни Йеном Юэнь Ву-Пин продолжил кун-фу комедией «Странные парочки» («Mismatched Couples», 1985), в которой пошёл на эксперимент. Во-первых, это был первый фильм Юэня, действие которого разворачивалось в современном Гонконге, во-вторых, боевых сцен было немного, а основной темой картины стал брейк-данс, которым по сюжету увлекался герой Йена. В довершение всего сам Юэнь сыграл одну из центральных ролей – плута и ловеласа, влюблённого в старшую сестру главного героя. Несмотря на некоторую нескладность, лента «Странные парочки» оказалась коммерчески успешной.
После коммерчески неудачного эксперимента с жанром цзянши-хоррора в фильме «Встреча с вампиром» («The Close Encounter of the Vampire», 1986) (главную роль в нём исполнила 11-летняя младшая сестра Донни Йена – Крис Йен) Юэнь Ву-Пин переключился на жанр криминального боевика, который вошёл в моду благодаря успеху картин «Светлое будущее» («A Better Tomorrow», 1986, режиссёр Джон Ву) и «Город в огне» («City on Fire», 1987, режиссёр Ринго Лам). Юэнь снял как режиссёр боевик «Клетка тигра» («Tiger Cage», 1988), в котором почти не было кун-фу, но были триллерный сюжет и впечатляющая драматургия. Фильм стал кассовым хитом, как и следующий режиссёрский проект Юэня – криминальный боевик «При исполнении 4: Свидетель» («In the Line of Duty IV: The Witness», 1989), считающийся одним из лучших во всём цикле и одним из самых удачных гонконгских боевиков 1980-х гг.
Вторая и третья части боевика «Клетка тигра», которые Юэнь Ву-Пин снял в 1990 и 1991 гг., заработали существенно меньше оригинального фильма (хотя обе очень высоко ценятся поклонниками жанра), и Юэнь вновь переключился на историческое кино – по следам коммерческого успеха «Однажды в Китае» («Once Upon a Time in China», 1991, режиссёр Цуй Харк) он снял успешные кун-фу боевики «Железная обезьяна» («Iron Monkey», 1993), «Герой среди героев» («Heroes Among Heroes», 1993) с Донни Йеном и «Два воина» («Tai Chi Master», 1993) с Джетом Ли, за которыми последовала «Вин Чунь» («Wing Chun», 1994) с Мишель Йео.
Параллельно с собственными режиссёрскими проектами Юэнь работал и как экшен-хореограф в чужих. В частности, он поставил боевые сцены в фильмах «Однажды в Китае 2» («Once Upon a Time in China 2», 1992, режиссёр Цуй Харк), «Удар ногой» («Kickboxer», 1993, режиссёр У Ма), «Стальные когти» («Last Hero in China», 1993, режиссёр Вонг Цзин), «Кулак легенды» («Fist of Legend», 1994, режиссёр Гордон Чан) и «Чёрная маска» («Black Mask», 1996, режиссёр Цуй Харк).
Работа за пределами Гонконга
Начавшийся в 1-й половине 1990-х гг. кризис перепроизводства в гонконгском кино привёл к тому, что фильмов стали снимать слишком много, а спрос на них падал, поскольку другие азиатские страны сокращали закупки, а в самом Гонконге началась новая волна пиратства, вызванная появлением дешёвого формата Video CD (VCD). В итоге производители были вынуждены довольствоваться всё меньшими и меньшими сборами и, соответственно, снижать бюджеты проектов. Кризис ударил и по проектам Юэнь Ву-Пина – его фильмы «Огненный дракон» («Fire Dragon», 1994), «Красный волк» («The Red Wolf», 1995) и «Мастер тайчи 2» («Tai Chi 2», 1996) провалились в кинопрокате, хотя в последнем Юэнь вновь открыл будущую звезду – юного мастера боевых искусств Джеки У.
После передачи Гонконга Китаю в 1997 г. Юэнь Ву-Пин стал одним из первых гонконгских кинематографистов, принявших предложение работать в материковой индустрии. Он снял как режиссёр или выступил в качестве экшен-хореографа в китайских сериалах «Мастер тайчи» («The Tai Chi Master», 1998), «Речные заводи» («Water Margin», 1998), «Легенда о Кинжале Ли» («Legend of Dagger Li», 1999) и «Новый Храм Шаолинь» («New Shaolin Temple», 1999).
Параллельно в Голливуде началась мода на гонконгский стиль экшена. Снимать свои фильмы на Запад отправились режиссёры Джон Ву, Ринго Лам, Цуй Харк, Кирк Вонг и другие, а Юэнь Ву-Пина привлекли как экшен-хореографа братья Вачовски, решившие скрестить западную фантастику и восточный экшен в боевике «Матрица» («Matrix», 1999, режиссёры Э. и Л. Вачовски). Юэнь долго отказывался от предложений попробовать себя в Голливуде, считая свой английский недостаточным для этого (Parkes. 2020), и Вачовски пришлось действовать через боссов студии Shaw Brothers, которые убедили Юэня встретиться с режиссёрами. Фильм стал коммерческим хитом, а в следующем году Юэнь подтвердил свой статус одного из главных постановщиков боевых сцен в мире участием в создании оскароносной картины «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» («Crouching Tiger Hidden Dragon», 2000, режиссёр Энг Ли).
На протяжении 2000-х гг. Юэнь Ву-Пин работал как экшен-постановщик, но не только в Голливуде, где в числе прочего поставил рукопашные схватки в продолжениях франшизы «Матрица» и дилогии «Убить Билла» («Kill Bill», 2003–2004, режиссёр К. Тарантино). Также Юэнь занимался боевыми сценами в таких фильмах, как «Разборки в стиле кунг-фу» («Kung Fu Hustle», 2004, режиссёр Стивен Чоу), «Дэнни Цепной пёс» («Unleashed», 2005, режиссёр Л. Летерье), «Бесстрашный» («Fearless», 2006, режиссёр Ронни Юй), «Убить императора» («The Banquet», 2006, режиссёр Фэн Сяоган) и «Запретное царство» («The Forbidden Kingdom», 2008, режиссёр Р. Минкофф).
К режиссуре Юэнь Ву-Пин вернулся в 2010 г. с успешным кун-фу боевиком «Настоящая легенда» («True Legend», 2010), основанном на легенде о Нищем Со – герое, которого сыграл его отец в фильме «Пьяный мастер». За картиной «Настоящая легенда» последовали ленты «Крадущийся тигр, затаившийся дракон 2: Меч судьбы» («Crouching Tiger Hidden Dragon 2: Sword of Destiny», 2016), «Тысяча лиц Дуньцзя» («Thousand Faces of Dunjia», 2017) и «Мастер Z: Наследие Ип Мана» («Master Z: Ip Man Legacy», 2018).
В 2010-х гг. вышли ещё несколько заметных работ Юэнь Ву-Пина в качестве экшен-хореографа – «Робот» («Robot», 2010, режиссёр Ш. Шанкар), «Великий мастер» («The Grandmaster», 2013, режиссёр Вонг Карвай), «Однажды в Шанхае» («Once Upon a Time in Shanghai», 2014, режиссёр Вонг Чин-По), «Ип Ман 3» («Ip Man 3», 2015, режиссёр Уилсон Ип) и «Ип Ман 4» («Ip Man 4», 2019, режиссёр Уилсон Ип). Последним Юэнь занимался в возрасте 74 лет. За эту работу он получил Гонконгскую кинопремию – шестую в карьере после наград как лучшему экшен-хореографу за фильмы «Однажды в Китае 2», «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Разборки в стиле кунг-фу», «Бесстрашный» и «Великий мастер».
В 2020 г. в прокат вышел фильм-антология «Септет: История Гонконга» («Septet: The Story of Hong Kong», 2020), в котором гонконгские режиссёры сняли по новелле, посвящённой родному городу. Юэнь Ву-Пин принял участием в этом проекте с историей, разворачивающейся на фоне передачи Гонконга Китаю.