Ламентации
Ламента́ции (от лат. lamentatio – плач, стенание), жанр григорианского хорала и композиторской музыки на тексты Плача пророка Иеремии.
Ламентации использовались католиками на Страстной утрене в Великий четверг, Великую пятницу и Великую субботу (общее метафорическое обозначение утренних служб этих дней – Tenebrae). Отдельные стихи из ветхозаветного Плача Иеремии функционировали как чтения в первом из трёх ноктурнов утрени. До 16 в. выбор и количество стихов в оффиции не были строго регламентированы, порядок чтений установлен Тридентским собором:
Чтение I | Чтение II | Чтение III | |
Великий четверг | 1:1–5 | 1:6–9 | 1:10–14 |
Великая пятница | 2:8–11 | 2:12–15 | 3:1–9 |
Великая суббота | 3:22–30 | 4:1–6 | 5:1–11 |
Он же постановил распевать все чтения на шестой псалмовый тон. Для чтения из 5-й главы (т. н. Oratio Jeremiae) был предусмотрен и другой тон, с бóльшим количеством мелизмов. Каждое чтение завершалось рефреном «Jerusalem, Jerusalem, convertere ad Dominum Deum tuum» («Иерусалим, Иерусалим, обратись к Господу Богу твоему» – парафраз из книги пророка Осии, 14:2), с повтором музыки. Стоящие перед началом каждого стиха названия 22 букв еврейского алфавита (aleph, beth, gimel, daleth и т. д.) – единственное, что напоминает об утерянном в переводе алфавитном акростихе оригинала; названия этих букв распеваются в ламентациях мелизматически, составляя контраст к силлабическому распеву основного текста Плача.
Для ранних многоголосных композиторских ламентаций специфичны параллельное движение голосов, моноритмическая фактура, силлабика; известен политекстовый трёхголосный мотет Г. Дюфаи, написанный по случаю падения Константинополя (верхний голос распевается на свободный французский текст, тенор – на библейский латинский).
В 16 в. жанр многоголосных ламентаций пережил расцвет, последовавший за 2-томным нотным изданием О. Петруччи (1506), содержащим мотеты А. Агриколы, И. Тинкториса, Б. Тромбончино и др. (им свойствен свободный подход к выбору глав текста и количества стихов). Вскоре ламентации стали в большом количестве сочинять французские, итальянские, испанские, английские и нидерландские композиторы, среди которых: Г. Альберти (известен также как Гаспар Бергамский; 5 полных циклов ламентаций, 1530-е гг.), Карпантра (1532), К. де Сермизи (1535), К. Феста (до 1545), Я. Аркадельт (1557), К. де Моралес (3 сборника, между 1549 и 1564), Т. Таллис (2 сборника, 1560-е гг.), Т. Крекийон (2 цикла, 1549), Р. Уайт (2 цикла в составе сборника «The Dow Partbooks», изд. 1581–1585), Т. Л. де Виктория (в сборнике «Officium Hebdomadae Sanctae», 1585), О. ди Лассо (3 сборника, 1585, 1588), Дж. П. да Палестрина (4 сборника, при жизни опубликован один в 1588). Виктория и Лассо писали стилистически близкую ламентациям музыку на тексты респонсориев Тёмной утрени, многие композиторы – также на литургически чрезвычайно важные «Miserere» (50-й псалом) и «Benedictus» (новозаветное славословие Захарии).
В 1-й половине 16 в. в ламентациях ясно ощущается связь с псалмовым тоном: частично он ведёт себя как строгий cantus firmus либо предстаёт в свободной обработке. Как и для мотетов того времени, для ламентаций типичны четырёхголосие, изысканная полифоническая и ритмическая техника; во 2-й половине 16 в. опора на cantus firmus перестала быть обязательной.
В конце 16 и в 17 вв. ламентации испытали влияние новой гомофонной музыки: для них характерно сольное пение в сопровождении бассо континуо; такие ламентации стилистически сблизились с оперными ламенто. Среди авторов – преимущественно итальянцы: Э. де Кавальери (1599), Г. Аллегри (2 сборника, 1640, 1651), Дж. Кариссими (между 1665 и 1669), И. Розенмюллер (не позднее 1684), К. Карезана (1686), Ж. Жиль (между 1668 и 1705), Дж. П. Колонна (1689).
Во Франции на основе ламентаций возник специфический жанр – Leçons de Ténèbres (буквально – чтения впотьмах) с богато орнаментированной вокальной партией и шестым псалмовым тоном в качестве мелодической основы; наиболее известные сочинения создали М.-А. Шарпантье (между 1670 и 1690), М.-Р. Делаланд (до 1712, изд. 1730), Ф. Куперен (издание между 1713 и 1719), А. де Вильнёв (1719, в сборнике «Livre de musique d'Église»). Французские «чтения» исполнялись как в церкви, так и за её пределами. Композиторы могли использовать тексты чтений всех трёх дней Страстной седмицы, одного дня или только одного из часов каждого дня в разных комбинациях.
В 18 в. интерес к ламентациям угас, среди немногих авторов: С. де Броссар (1721), Я. Д. Зеленка (1722), К. Ленци. В 20 в. отдельные сочинения на тексты Плача Иеремии (для разных вокальных и инструментальных составов) представляют собой разновидность «высокой» концертной музыки и не связаны с богослужением. Среди них: «Recordare» К. Вайля (1923), «Lamentatio Jeremiae prophetae» Э. Кшенека (1942), вокальная симфония «Иеремия» Л. Бернстайна (1942); «Threni» И. Ф. Стравинского (1958); оратория «Плач Иеремии» В. И. Мартынова (1992).