#Музыкальные жанры СредневековьяМузыкальные жанры СредневековьяИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегМузыкальные жанры СредневековьяМузыкальные жанры СредневековьяНайденo 12 статейНаправления, стили, жанры в музыкеНаправления, стили, жанры в музыке Тракт (в музыке)Тракт, жанр и форма григорианского хорала. Исполняется сольно или небольшим ансамблем певчих. Входит в состав проприя мессы в дни покаяния, где звучит вместо аллилуйи перед Евангелием, а также в траурную мессу. Тексты трактов, как правило, заимствованы из Псалтири, при этом как «запев», так и все последующие псалмовые стихи (версы) берутся из одного и того же псалма. Самые ранние дошедшие до нас тракты датируются 9 в. Среди известных мелодий: «Absolve Domine», «Gaude Maria», «Sicut cervus».Направления, стили, жанры в музыке Te DeumTe Deum, католическая молитва и григорианский хорал; один из древнейших в Западной Европе музыкальных образцов гимна. Исполнялся на утрене оффиция, а также во время процессий, приуроченных к особенно торжественным случаям. Авторство текста, написанного ритмической прозой, традиция приписывает Амвросию Медиоланскому. Автор музыки неизвестен. Распевается на короткие, несколько варьируемые мелодические модели, присущие псалмовым тонам. Самые ранние рукописи, содержащие полный нотированный Te Deum, датируются 12 в.Жанры и формы. Техника композиции Троп (в григорианском хорале)Троп, вставка нового текста и/или новой мелодии в существующий григорианский распев. Разработка оригинального распева с помощью такого рода интерполяций называется тропированием. Условный обобщающий термин, используемый в исследованиях григорианики; в реальных средневековых рукописях наряду со словом tropus встречаются также laudes, prosa, prosella, prosula, verba, verbeta, versus, которыми описывались как троп, так и секвенция. В отличие от секвенции, которая со временем стала отдельным литургическим жанром, троп не обрёл такого статуса и рассматривается как модификация оригинального жанрового прототипа.Термины ЛаментацииЛамента́ции, жанр григорианского хорала и композиторской музыки на тексты Плача пророка Иеремии. Среди композиторов, сочинявших в жанре ламентаций: Г. Альберти, К. де Сермизи, К. Феста, Я. Аркадельт, К. де Моралес, Т. Таллис, Т. Крекийон, Р. Уайт, Т. Л. де Виктория, О. ди Лассо, Дж. П. да Палестрина, Э. де Кавальери, Г. Аллегри, Дж. Кариссими. В 20 в. к текстам плачей обращались К. Вайль («Recordare», 1923), Э. Кшенек («Lamentatio Jeremiae prophetae», 1942), Л. Бернстайн (вокальная симфония «Иеремия», 1942), И. Ф. Стравинский («Threni», 1958), В. И. Мартынов (оратория «Плач Иеремии», 1992).Термины ЛейхЛейх, жанр и крупная текстомузыкальная форма в творчестве миннезингеров. По мнению большинства исследователей, является немецким эквивалентом французского ле. Среди известных по имени авторов лейхов: Генрих фон Ругге, Фридрих фон Хаузен и Гартман фон Ауэ, Вальтер фон дер Фогельвейде, Рейнмар фон Цветер, Ульрих из Винтерштеттена, Тангейзер, Отто фон Ботенлаубен, Конрад Вюрцбургский, Александр Дикий (Der wilde Alexander), Иоганн Хадлауб, Фрауэнлоб.Направления, стили, жанры в литературе Рондо (14–15 вв.)Рондо́, текстомузыкальная форма, распространённая во Франции в 14–15 вв. В период французского арс нова поэтическое рондо стабилизировалось как одна из твёрдых форм (наряду с виреле и балладой) с текстом преимущественно куртуазно-лирического содержания, а музыкальное рондо – как разновидность многоголосной песни. Поэтическое рондо в наиболее частом случае – одна 8-строчная строфа с двумя рифмами и рефреном. Особенно значимы рондо Гильома де Машо, из них с музыкой сохранилось 21 (все многоголосные), среди самых популярных – 4-голосное «Rose, liz, printemps, verdure» («Роза, лилия, весна, зелень») и 3-голосное «Puis qu'en oubli sui de vous» («Пусть вами я забыта»).Направления, стили, жанры в музыке ЛеЛе, поэтический и музыкальный жанр в средневековой Франции, особенно распространённый в 13–14 вв. Термином обозначали разные по форме и содержанию произведения – повествовательные и лирические; сохранившиеся артефакты (около 40 полностью нотированных одноголосных ле) до начала 14 в. плохо поддаются систематизации. Музыкальная и поэтическая организация, а также характер взаимоотношения музыки и текста в них нестабильны. Стихотворения содержат разное количество строф, каждая из которых, как правило, структурирована по-своему. Текстомузыкальная форма ле в пору его позднего расцвета стабилизировалась в творчестве Гильома де Машо (всего 19 композиций).Жанры и формы. Техника композиции ДескортДеско́рт (франц. descort, нем. Descort, от лат. discordia – разногласие), поэтический и музыкальный жанр в творчестве трубадуров и труверов. Первоначально появился у трубадуров как разновидность строфической песни (кансоны) куртуазно-лирического содержания, но с изощрённой сменой структуры от одной строфы к другой (размер, рифмовка, иногда метр) – этой «разноголосице», как считается, и обязан термин. В дескорте «Ara quan vey verdejar» Раймбаута де Вакейраса принцип доведён до крайности: в нём каждая следующая строфа написана на ином языке/диалекте (провансальском, итальянском, старофранцузском, гасконском, галисийско-португальском). В 13 в. дескорт переняли труверы, причём с точки зрения музыкального оформления различия между ним и французским ле нет; поэтому сочинения этого жанра у труверов ныне обозначают как «ле-дескорты». Сочинения в таком жанре писали Готье де Даржи, Колен Мюзе, Жиль ле Винье, Гильом ле Винье, Тома Эрье и другие, в том числе безымянные, поэты и музыканты. Анонимное «Ле Арлекинов» (Lai des Hellequines) из «Романа о Фовеле» (между 1310 и 1316) внутри самого поэтического текста названо дескортом, хотя по своему поэтико-музыкальному строению оно представляет собой нормативное ле 14 в.Термины ВирелеВиреле́, текстомузыкальная форма, распространённая во Франции в 14–15 вв. В период французского арс нова поэтическое виреле стабилизировалось как одна из твёрдых форм (наряду с балладой и рондо́), с текстом преимущественно куртуазно-лирического содержания, а музыкальное виреле – как разновидность танцевальной песни. Художественно наиболее значимы виреле Гильома де Машо: из 33 виреле 25 одноголосны, 7 двухголосны и одно трёхголосно, среди часто исполняемых – непритязательные и мелодичные «Douce dame jolie», «Foy porter», «Ay mi! dame de valour».Направления, стили, жанры в музыке Баллада (14–15 вв.)Балла́да, текстомузыкальная форма, распространённая во Франции в 14 – 1-й половине 15 вв. В период французского арс нова поэтическая баллада стабилизировалась как одна из твёрдых форм с текстом преимущественно куртуазно-лирического содержания, а музыкальная баллада – как разновидность композиторской многоголосной песни. Художественно наиболее значимы баллады Гийома де Машо – с музыкой сохранились 42, без музыки – около 200. Кроме Машо, в 14 и в начале 15 вв. баллады (всего известно около 110 образцов) писали французы Жанно де Лекюрель, Солаж, Требор, Гримас, Ж. Сенлеш, И. С. Аспруа, Ж. Сезари, П. де Молен, Б. Кордье. С конца 14 в. французским балладам подражали итальянцы Антонелло из Казерты, Филипп из Казерты, Маттео Перуджийский и др. 12