#Музыкальные жанры и формыМузыкальные жанры и формыИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегМузыкальные жанры и формыМузыкальные жанры и формыНайденo 33 статьиНаправления, стили, жанры в литературеНаправления, стили, жанры в литературе ЭлегияЭле́гия, жанр лирической поэзии, стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего – от первого лица, без отчётливой композиции. В музыке элегия, получившая широкое распространение в 19 в., обычно связана с мотивами утраты, скорби и одиночества, близка плачу, ламенто; распространена в вокальной и инструментальной музыке.Термины ЛаментацииЛамента́ции, жанр григорианского хорала и композиторской музыки на тексты Плача пророка Иеремии. Среди композиторов, сочинявших в жанре ламентаций: Г. Альберти, К. де Сермизи, К. Феста, Я. Аркадельт, К. де Моралес, Т. Таллис, Т. Крекийон, Р. Уайт, Т. Л. де Виктория, О. ди Лассо, Дж. П. да Палестрина, Э. де Кавальери, Г. Аллегри, Дж. Кариссими. В 20 в. к текстам плачей обращались К. Вайль («Recordare», 1923), Э. Кшенек («Lamentatio Jeremiae prophetae», 1942), Л. Бернстайн (вокальная симфония «Иеремия», 1942), И. Ф. Стравинский («Threni», 1958), В. И. Мартынов (оратория «Плач Иеремии», 1992).Термины АнтемАнте́м, жанр вокальной многоголосной музыки (в том числе с инструментальным сопровождением) с текстом духовной тематики на английском языке. Распространён в Англии в середине 16 – конце 17 вв. и в США с середины 18 в. Известные примеры антемов – «If ye love me» Т. Таллиса, «Christ rising again» У. Бёрда, «Rejoice in the Lord» и «My heart is inditing» Г. Пёрселла, «Hear my prayer, o God» Ф. Мендельсона.Термины ЛейхЛейх, жанр и крупная текстомузыкальная форма в творчестве миннезингеров. По мнению большинства исследователей, является немецким эквивалентом французского ле. Среди известных по имени авторов лейхов: Генрих фон Ругге, Фридрих фон Хаузен и Гартман фон Ауэ, Вальтер фон дер Фогельвейде, Рейнмар фон Цветер, Ульрих из Винтерштеттена, Тангейзер, Отто фон Ботенлаубен, Конрад Вюрцбургский, Александр Дикий (Der wilde Alexander), Иоганн Хадлауб, Фрауэнлоб.Термины КвинтетКвинте́т (итал. quintetto, от лат. quintus – пятый), 1) ансамбль из 5 исполнителей (инструменталистов, вокалистов). Состав исполнителей может быть однородным (струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые инструменты; голоса мужские, женские) и смешанным (например, смычковые с фортепиано, с арфой, с кларнетом). Среди однородных инструментальных составов более других распространён струнный квинтет. 2) Музыкальный жанр; произведение, рассчитанное на исполнение ансамблем аналогичного названия. Образцы жанра – в творчестве В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, И. Брамса, Р. Шумана, С. Франка, С. И. Танеева, Д. Д. Шостаковича.Жанры и формы. Техника композиции ЧаконаЧако́на, жанр инструментальной музыки и связанная с ним разновидность вариационной формы на бассо остинато. Близка пассакалии и граунду. Среди значительных образцов, созданных в эпоху барокко, сочинения К. Монтеверди, Ф. Куперена, Г. Пёрселла, И. С. Баха.Термины ВокализВокали́з, упражнение для развития вокальной техники, исполняемое на гласном звуке. Также концертное произведение, как правило, для голоса соло (чаще сопрано) без слов с инструментальным сопровождением.Термины Трио-сонатаТри́о-сона́та, жанр инструментальной музыки 17–18 вв. Название – по количеству партий (нотоносцев): 2 сольные партии высокой тесситуры и бас, записанный на одном нотоносце в виде генерал-баса. Во 2-й половине 17 – начале 18 вв. произошло разделение циклов на светскую трио-сонату и церковную. Классические образцы – у Дж. Б. Витали, Дж. Торелли, А. Корелли, Г. Пёрселла, Ф. Куперена, Д. Букстехуде, Г. Ф. Генделя. Во 2-й трети 18 в. сонатный цикл отходит от традиционного вида трио-сонаты и становится новым самостоятельным жанром. У композиторов мангеймской школы трио-соната преобразуется в трио.Направления, стили, жанры в литературе Рондо (14–15 вв.)Рондо́, текстомузыкальная форма, распространённая во Франции в 14–15 вв. В период французского арс нова поэтическое рондо стабилизировалось как одна из твёрдых форм (наряду с виреле и балладой) с текстом преимущественно куртуазно-лирического содержания, а музыкальное рондо – как разновидность многоголосной песни. Поэтическое рондо в наиболее частом случае – одна 8-строчная строфа с двумя рифмами и рефреном. Особенно значимы рондо Гильома де Машо, из них с музыкой сохранилось 21 (все многоголосные), среди самых популярных – 4-голосное «Rose, liz, printemps, verdure» («Роза, лилия, весна, зелень») и 3-голосное «Puis qu'en oubli sui de vous» («Пусть вами я забыта»).Направления, стили, жанры в музыке ЛеЛе, поэтический и музыкальный жанр в средневековой Франции, особенно распространённый в 13–14 вв. Термином обозначали разные по форме и содержанию произведения – повествовательные и лирические; сохранившиеся артефакты (около 40 полностью нотированных одноголосных ле) до начала 14 в. плохо поддаются систематизации. Музыкальная и поэтическая организация, а также характер взаимоотношения музыки и текста в них нестабильны. Стихотворения содержат разное количество строф, каждая из которых, как правило, структурирована по-своему. Текстомузыкальная форма ле в пору его позднего расцвета стабилизировалась в творчестве Гильома де Машо (всего 19 композиций). 1234