Виктория Томас Луис де
Викто́рия Тома́с Луи́с де (Tomás Luis de Victoria) (1548, Авила – 27.8.1611, Мадрид), испанский композитор и органист.
В детстве пел в хоре собора Авилы. В 1565 г. зачислен в Германскую коллегию в Риме – учебное заведение ордена иезуитов. Предположительно, учился также у Дж. П. да Палестрины. В 1571–1576 гг. преподавал и работал капельмейстером в Германской коллегии, занимал и другие музыкальные и церковные должности. В 1575 г. рукоположен в священники. Тогда же присоединился к конгрегации ораторианцев, основанной Ф. Нери. В 1578–1585 гг. служил капелланом в церкви Сан-Джироламо-делла-Карита. Не позднее 1586 г. возвратился в Испанию. О его намерении покинуть Рим косвенно свидетельствует посвящение «Двух книг месс» («Missarum libri duo», 1583) испанскому королю Филиппу II.
С 1587 г. служил капелланом сестры короля, императрицы Марии Испанской, вдовы Максимилиана II Габсбурга, в Королевском монастыре босоногих кларисс в Мадриде, куда она удалилась после смерти мужа. После кончины императрицы в 1603 г. продолжил служить здесь, до 1604 г. руководил монастырским хором, в дальнейшем занимал пост органиста. Благодаря обеспеченному положению осуществлял публикации своих сочинений. В 1592 г. предпринял длительную поездку в Рим в связи с подготовкой к публикации сборника своих месс («Missae quattuor, quinque, sex et octo vocibus concinendae, una cum antiphonis Asperges et Vidi aquam totius anni. Liber secundus»). Вероятно, находился в Риме и в 1593 г. при исполнении своего мотета «Surge Debora et loquere canticum» («Подымись, Дебора, и воспой»); в 1594 г. присутствовал там на похоронах Палестрины.
Крупнейший представитель испанской полифонической школы; прозван «испанским Палестриной». Писал исключительно духовную хоровую (в том числе для 2 и 3 хоров) музыку на латинские тексты: мотеты, магнификаты, ламентации и др. Для него характерно создание сборников, объединённых какой-либо тематикой или приуроченных к определённому периоду церковного календаря: например, сборник магнификатов («Cantica Beatae Virginis vulgo Magnificat, una cum 4 antiphonis Beatae Virginis per annum», 1581) и оффиций Страстной недели («Officium Hebdomadae Sanctae», 1585; включает Плач пророка Иеремии, 18 респонсориев, «Страсти» по Матфею и Иоанну). Автор 20 месс, большинство из которых созданы в технике пародии или парафразы. В ряде сочинений Виктория выписывает партию органа, которой при необходимости можно заменить один из хоров в многохорных сочинениях. Несмотря на широкое использование имитационной техники и преобладающий полифонический склад, гармония скорее тонально-функциональная, чем модальная, что отражает переход от эпохи Возрождения к барокко. В некоторых сочинениях наблюдается проникновение светской стилистики, как, например, перемены метра в секвенции «Victimae pascali» («Пасхальной жертве», 1600), вызывающие ассоциации с вильянсико; некоторые мотеты содержат мадригализмы, вдохновлённые современной композитору итальянской музыкой, например «Versa est in luctum» (из заупокойной мессы на смерть императрицы Марии, 1605).
Среди самых известных сочинений (наряду с заупокойной мессой и оффицием Страстной недели): мотеты «O vos omnes» («О, все вы», 1572), «O magnum mysterium» («О, великое таинство», 1572); месса «O magnum mysterium» (1592; основана на цитате из одноимённого мотета).