#Музыкальные жанры эпохи Возрождения
Музыкальные жанры эпохи Возрождения
Тег

Музыкальные жанры эпохи Возрождения

Музыкальные жанры эпохи Возрождения
Найденo 11 статей
Жанры и формы. Техника композиции
Lied
Lied, в широком смысле – любая песня на немецкие стихи. В Германии этот термин употребляется по отношению к анонимным народным песням, песням миннезингеров и мейстерзингеров, церковным песням лютеран, песням композиторов-романтиков 19 в., популярным и авторским песням 20–21 вв. В узком смысле Lied – немецкая композиторская многоголосная песня 15–16 вв., светская по содержанию и строфическая по форме, написанная на светский cantus firmus.
Музыка
Термины
Ламентации
Ламента́ции, жанр григорианского хорала и композиторской музыки на тексты Плача пророка Иеремии. Среди композиторов, сочинявших в жанре ламентаций: Г. Альберти, К. де Сермизи, К. Феста, Я. Аркадельт, К. де Моралес, Т. Таллис, Т. Крекийон, Р. Уайт, Т. Л. де Виктория, О. ди Лассо, Дж. П. да Палестрина, Э. де Кавальери, Г. Аллегри, Дж. Кариссими. В 20 в. к текстам плачей обращались К. Вайль («Recordare», 1923), Э. Кшенек («Lamentatio Jeremiae prophetae», 1942), Л. Бернстайн (вокальная симфония «Иеремия», 1942), И. Ф. Стравинский («Threni», 1958), В. И. Мартынов (оратория «Плач Иеремии», 1992).
Музыка
Термины
Павана
Пава́на, европейский придворный танец и жанр инструментальной музыки 16–17 вв. Имеет итальянское происхождение. Отличалась величественным характером и сдержанным темпом. Музыка обычно в двудольном размере. Павана нередко объединялась с быстрыми трёхдольными танцами – сальтареллой или гальярдой. Позднее стала открывать инструментальные сюиты. В 16–17 вв. паваны писали композиторы разных стран: А. де Кабесон, У. Бёрд, Л. Куперен и др. Стилизации паван нередки в музыке конца 19 и 20 вв.: «Павана» для оркестра и хора op. 50 Г. Форе (1887), «Павана на смерть инфанты» М. Равеля (1899), павана из Симфонических гравюр «Дон Кихот» (1960) К. Караева и др.
Музыка
Термины
Бас-данс
Бас-данс (франц. basse danse; итал. bassa danza, bassadanza; исп. baja danza; буквально – низкий танец), придворный медленный танец, распространённый в Западной Европе в 15–16 вв. «Низкий танец», при котором ноги танцоров едва отрывались от пола, противопоставлялся «высокому танцу» (франц. haute danse, итал., исп. alta danza), для которого характерны прыжки и прочие экстравагантные па. Наиболее известная мелодия бас-данса «Spagna» распространена в десятках локальных вариантов. В качестве основы для полифонических обработок (в разных жанрах) её использовали Жоскен Депре, Х. Изак, К. Феста, Ф. де ла Торре, Д. Ортис и другие композиторы.
Музыка
Направления, стили, жанры в музыке
Фолия
Фо́лия, жанр западноевропейской танцевальной и инструментальной музыки, основанный на остинатной гармонической модели. Упоминалась с конца 15 в. в рамках театральных представлений, музыка этого периода не сохранилась. С 16 в. для фолии характерны трёхдольный метр, минор, остановка на V ступени лада в серединной каденции формы. Во 2-й половине 17 в. темп фолии становится более сдержанным, вторая доля удлиняется. Среди известных фолий: вильянсико «Родриго Мартинес» из «Дворцового песенника» (последняя треть 15 – первая треть 16 вв.), «Испанская фолия» Ж.-Б. Люлли (1672), Скрипичная соната op. 5 № 12 А. Корелли (1700).
Музыка
Направления, стили, жанры в музыке
Опера
О́пера, музыкально-сценическое произведение, в основе которого – соединение сольного пения и драматического действия. Появилась в Италии на рубеже 16–17 вв. В опере музыкальное формообразование взаимодействует с внемузыкальными факторами – словесным текстом (либретто) и сценическим действием. Тип сюжета подсказывает ту или иную жанровую разновидность оперы: лирическую, сказочно-фантастическую, эпическую, историческую, комическую и др. Оперная эстетика, сложившаяся в основных чертах в эпоху барокко, признаёт значительную роль музыки как средства персональной характеристики образов, выражения страстей (в 17–18 вв. вплоть до изображения аффектов); собственно драматическое действие может быть поддержано музыкой, но может и обходиться без неё (разговорный диалог в ряде разновидностей оперы). Типовые оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль; их дополняют хоры и оркестровые пьесы, в частности увертюра, интродукция, антракт. Оперное действие нередко включает хореографию, иногда пантомиму, обрядовые сцены. Основная смысловая нагрузка в опере ложится на сольное пение; со временем в вокальном искусстве выделилось оперное пение как исполнительская специализация, предъявляющая повышенные требования к силе и диапазону певческого голоса; сформировались специфические оперные амплуа.
Музыка
1
2