#Музыкальные жанры эпохи ВозрожденияМузыкальные жанры эпохи ВозрожденияИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегМузыкальные жанры эпохи ВозрожденияМузыкальные жанры эпохи ВозрожденияНайденo 12 статейНаправления, стили, жанры в музыкеНаправления, стили, жанры в музыке ТьентоТье́нто, жанр испанской инструментальной музыки 16–17 вв. Полифоническая пьеса, родственная итальянскому ричеркару, чаще всего 4-голосная, на одну или несколько тем, которые могли быть как вновь сочинёнными, так и заимствованными. Со 2-й половины 16 в. жанр закрепился как органный. В 17 в. появились его новые разновидности – с активным применением диссонансов или с выделением верхнего или нижнего голоса. Важнейшие авторы тьенто: А. де Кабесон, С. Агилера де Эредия, Ф. Корреа де Араухо, П. Бруна, Х. Б. Кабанильес.Термины НоэльНоэ́ль, французская рождественская песня. Возникла во Франции в 15 в. как род паралитургической музыки и поэзии. Текст ноэля обычно разрабатывал тему поклонения пастухов из истории Рождества Христова. В академической музыке 19–20 вв. получили распространение романсы и арии на старинные тексты ноэлей (среди авторов – А. Адан), органные обработки напевов популярных ноэлей («Старый ноэль» С. Франка), стилизации ноэлей («Три ноэля» Ф. Мартена).Термины ИнтерлюдияИнтерлю́дия, 1) жанр английской драматургии, получивший развитие в конце Средних веков и в начале эпохи Возрождения. Интерлюдия явилась переходной формой от моралите к фарсовой комедии; крупнейший автор – Дж. Хейвуд. 2) В музыке – короткий эпизод, связывающий более крупные части произведения, иногда оформленный в виде самостоятельной части.Жанры и формы. Техника композиции LiedLied, в широком смысле – любая песня на немецкие стихи. В Германии этот термин употребляется по отношению к анонимным народным песням, песням миннезингеров и мейстерзингеров, церковным песням лютеран, песням композиторов-романтиков 19 в., популярным и авторским песням 20–21 вв. В узком смысле Lied – немецкая композиторская многоголосная песня 15–16 вв., светская по содержанию и строфическая по форме, написанная на светский cantus firmus.Термины ЛаментацииЛамента́ции, жанр григорианского хорала и композиторской музыки на тексты Плача пророка Иеремии. Среди композиторов, сочинявших в жанре ламентаций: Г. Альберти, К. де Сермизи, К. Феста, Я. Аркадельт, К. де Моралес, Т. Таллис, Т. Крекийон, Р. Уайт, Т. Л. де Виктория, О. ди Лассо, Дж. П. да Палестрина, Э. де Кавальери, Г. Аллегри, Дж. Кариссими. В 20 в. к текстам плачей обращались К. Вайль («Recordare», 1923), Э. Кшенек («Lamentatio Jeremiae prophetae», 1942), Л. Бернстайн (вокальная симфония «Иеремия», 1942), И. Ф. Стравинский («Threni», 1958), В. И. Мартынов (оратория «Плач Иеремии», 1992).Термины АнтемАнте́м, жанр вокальной многоголосной музыки (в том числе с инструментальным сопровождением) с текстом духовной тематики на английском языке. Распространён в Англии в середине 16 – конце 17 вв. и в США с середины 18 в. Известные примеры антемов – «If ye love me» Т. Таллиса, «Christ rising again» У. Бёрда, «Rejoice in the Lord» и «My heart is inditing» Г. Пёрселла, «Hear my prayer, o God» Ф. Мендельсона.Термины ПаванаПава́на, европейский придворный танец и жанр инструментальной музыки 16–17 вв. Имеет итальянское происхождение. Отличалась величественным характером и сдержанным темпом. Музыка обычно в двудольном размере. Павана нередко объединялась с быстрыми трёхдольными танцами – сальтареллой или гальярдой. Позднее стала открывать инструментальные сюиты. В 16–17 вв. паваны писали композиторы разных стран: А. де Кабесон, У. Бёрд, Л. Куперен и др. Стилизации паван нередки в музыке конца 19 и 20 вв.: «Павана» для оркестра и хора op. 50 Г. Форе (1887), «Павана на смерть инфанты» М. Равеля (1899), павана из Симфонических гравюр «Дон Кихот» (1960) К. Караева и др.Направления, стили, жанры в музыке ПиваПи́ва (итал. piva – волынка), итальянский танец 15–16 вв. Вероятно, происходит из крестьянской среды. В танцевальных руководствах 15 в. описывается как быстрый вариант бас-данса. В 16 в. – жанр инструментальной музыки. Многочисленные пивы встречаются в сборнике «Intabulatura de Lauto Libro Quarto» Ж. А. Дальцы («Четвёртая книга табулатур для лютни», 1508).Термины Бас-дансБас-данс (франц. basse danse; итал. bassa danza, bassadanza; исп. baja danza; буквально – низкий танец), придворный медленный танец, распространённый в Западной Европе в 15–16 вв. «Низкий танец», при котором ноги танцоров едва отрывались от пола, противопоставлялся «высокому танцу» (франц. haute danse, итал., исп. alta danza), для которого характерны прыжки и прочие экстравагантные па. Наиболее известная мелодия бас-данса «Spagna» распространена в десятках локальных вариантов. В качестве основы для полифонических обработок (в разных жанрах) её использовали Жоскен Депре, Х. Изак, К. Феста, Ф. де ла Торре, Д. Ортис и другие композиторы.Направления, стили, жанры в музыке ФолияФо́лия, жанр западноевропейской танцевальной и инструментальной музыки, основанный на остинатной гармонической модели. Упоминалась с конца 15 в. в рамках театральных представлений, музыка этого периода не сохранилась. С 16 в. для фолии характерны трёхдольный метр, минор, остановка на V ступени лада в серединной каденции формы. Во 2-й половине 17 в. темп фолии становится более сдержанным, вторая доля удлиняется. Среди известных фолий: вильянсико «Родриго Мартинес» из «Дворцового песенника» (последняя треть 15 – первая треть 16 вв.), «Испанская фолия» Ж.-Б. Люлли (1672), Скрипичная соната op. 5 № 12 А. Корелли (1700). 12