Tenebrae
Tenebrae (лат., буквально – потёмки, тьма), Тёмная утреня, у католиков – метафорическое название трёх утренних служб оффиция Страстной седмицы: Великого Четверга (лат. Feria quinta in Coena), Великой Пятницы (лат. Feria sexta in Parasceve) и Великой Субботы (лат. Sabbato Sancto). Молитвословные тексты этих служб послужили основой профессиональной многоголосной музыки, созданной преимущественно в 16–17 вв.
Название обязано своим происхождением «театрализованному» ритуалу: в начале утрени зажигали 15 свечей, которые по ходу службы – после каждого из 15 псалмов с антифонами (включая функционально тождественные им библейские песни, лат. cantica) – гасили. Действо символизировало мрак, всё более охватывавший страдающего Христа; таким образом, после «Benedictus» (15-го псалма) в храме воцарялась кромешная тьма. Согласно другой (менее распространённой) точке зрения, название происходит от инципита одного из респонсориев пятничной утрени – «Tenebrae factae sunt» («Тьма случилась»).
Комплекс служб «тёмного» оффиция – утреня (включавшая три большие части, т. н. ноктурны) и лауды Великого Четверга, Великой Пятницы и Великой Субботы – окончательно сложился после Тридентского собора и в таком виде (ноктурны и лауды одного дня, самое позднее с середины 18 в., служили без перерыва) просуществовал четыре столетия, вплоть до Второго Ватиканского собора, по решению которого службы были значительно сокращены и с музыкальной точки зрения упрощены.
Из многих молитвенных текстов, входивших в состав Тёмной утрени, особенно востребованными у композиторов оказались респонсории [в общей сложности 27 библейских и гимнографических текстов, описывающих драматические новозаветные события, например, «Tristis est anima mea usque ad mortem» («Душа моя скорбит смертельно»), «Judas mercator pessimus» («Иуда, торгаш презренный»), «Sepulto Domino» («Когда Господь был погребён»)], «Miserere» (50-й псалом), «Benedictus» (Песнь Захарии) и ветхозаветные стихи из Плача пророка Иеремии, т. н. ламентации. Обычно композиторы писали либо цикл ламентаций (во французской традиции 17 в. – «Leçons de Ténèbres», буквально – чтения впотьмах), либо цикл респонсориев. «Miserere» и «Benedictus», как и большинство псалмовых и псалмоподобных текстов, реализовывали в строфической форме (в 16–17 вв. в технике alternatim), но без заключительного славословия «Gloria Patri» (см., например, «Miserere» Г. Аллегри). Текстомузыкальная форма полифонических «тёмных» респонсориев следовала форме монодических григорианских, в основном ABA' (где A – так называемый responsum, B – псалмовый стих, или верс, A' – последняя фраза музыки и текста A, или repetenda). Заключительный респонсорий каждого ноктурна (т. е. № 3, 6, 9, 12 и т. д.) расширялся за счёт полного повторения первой части (ABA'A).
Среди композиторов, писавших музыку на тексты Тёмной утрени (кроме ламентаций): П. Анимучча (около 1555), К. де Моралес (1564), Ф. Кортечча (все респонсории, «Benedictus» и «Miserere»; 1570), О. ди Лассо (18 респонсориев; около 1582), Т. Л. де Виктория (респонсории в составе сборника «Officium Hebdomadae Sanctae», публикация 1585), Я. Хандль (5 респонсориев, «Benedictus» и «Miserere» в составе сборника «Musicum opus», т. 2, 1587), М. А. Индженьери (все респонсории, 1588), Дж. Бартеи (все респонсории, «Benedictus» и «Miserere»; 1607), Л. Виадана (все респонсории; 1609), К. Джезуальдо (все респонсории, «Benedictus» и «Miserere»; 1611), П. Ненна (все респонсории; 1622), М. Кардозу (1648), М.-А. Шарпантье (19 респонсориев; 1680-е и 1690-е), Дж. А. Сильвани (в составе сборника «Inni sacri per tutto l'anno», 1704), Алессандро Скарлатти (все респонсории, 1708), Дж. Б. Мартини (в составе сборника «Sammlung ausgezeichneter Kompositionen für die Kirche», публикация 1884–1885), Я. Д. Зеленка (все респонсории; 1723), Дж. Бонончини (1730), Н. Йоммелли (1740), Л. Лео (1740).
В 20 в. молитвенные тексты Тёмной утрени композиторы использовали вне литургического контекста, например, «Lamentationes» И. Ф. Стравинского и «Семь респонсориев Тёмной утрени» (франц. «Sept répons des Ténèbres») Ф. Пуленка – типичные образцы концертной кантатно-ораториальной музыки на духовную тему.