Феста Костанцо
Фе́ста Коста́нцо (Costanzo Festa, Constantio Festa) (ум. 10.4.1545, Рим), итальянский композитор.
Биографические данные чрезвычайно скудны. Отдельные исторические документы и аналитические наблюдения над музыкой композитора косвенно указывают на его связь с Флоренцией, где он, возможно, в юные годы жил и учился у Х. Изака. С 1517 г. до конца жизни служил певчим в Папской капелле. Несмотря на респектабельную должность и сан священника, Феста постоянно испытывал нужду, о чём свидетельствуют его письма к банкиру, политику и меценату Филиппо Строцци Младшему (1489–1538).
Феста – один из родоначальников мадригала 16 в. и единственный из его авторов итальянец (другие родоначальники итальянского мадригала – работавшие в Италии иностранцы). Автор более 120 мадригалов, преимущественно на 4 голоса (авторство некоторых современные исследователи приписывают Я. Аркадельту), часть которых написана в старогомофонной (моноритмической) фактуре, часть – в технике имитационной полифонии. О популярности мадригала Фесты «Madonna ohimè, per qual cagion» в 16 в. свидетельствует тот факт, что издатели неоднократно перепечатывали его в своих нотных сборниках. В некоторых мадригалах (как в «Duro è il partito dove m’astringete») разрабатывал приёмы музыкальной риторики, вплоть до звукоизобразительности, ставшей позднее типичнейшей чертой мадригального стиля. В целом, однако, в мадригалах Фесты отсутствует дух новаторского эксперимента (прежде всего в области гармонии и ритма), столь характерного для развитых образцов этого жанра (например, у Л. Маренцио, К. Монтеверди, К. Джезуальдо).
Феста – автор четырёх месс на 4 и 5 голосов. «Missa carminum» («Песенная месса») написана на мелодии французских популярных песен («L'homme armé», «J'ay pris amours», «Petite camusette», «Adieu mes amours», «De tous biens plaine»), выступающие в качестве основы (cantus firmus) полифонической разработки. Месса «Et in terra pax» написана в традициях и на материале «Глории» Х. Изака, а марианская месса «De Domina nostra» – в традициях Жоскена Депре. Из 60 мотетов известны элегии «Quis dabit oculis nostris» (на смерть Анны Бретонской в 1514) и «Super flumina Babylonis» (на смерть Людовика XII в 1515; с текстомузыкальной цитатой из знаменитой секвенции «Dies irae»).
Среди другой духовной музыки Фесты – 30 гимнов, охватывающих полный церковный год (в том числе «Ave maris stella», «Ut queant laxis», «Veni creator Spiritus», «Vexilla regis prodeunt», «Te Deum»), 8 ламентаций (на Страстную седмицу), 4 обработки версикула «Benedicamus Domino». Магнификаты (всего 12, из них 8 – «цикл» на все церковные тоны) представлены полифонической музыкой на все стихи (в отличие от общей практики alternatim, в которой композитор обрабатывал только нечётные либо только чётные стихи, другие же распевались монодически, по формуле псалмового тона), из чего следует гипотеза, что в Папской капелле уже существовала практика исполнения магнификата поочерёдно двумя хорами.
Посмертную славу Фесте принёс большой сборник 125 вариаций на тему популярной танцевальной (в жанре бас-данса) мелодии «Spagna» («Испания», см. иллюстрацию; составлен не ранее 1538, при жизни не опубликован).
Помимо разнообразных контрапунктических превращений темы – простого, двойного и тройного канонов, сегментирования и сквозной имитации, аугментации (№ 116–118, 121), ракохода (№ 62) и др., Феста вносит в композицию ритмические сложности (№ 79, 80, 84), в том числе сочетает различные мензуры в одновременности. Он использует всевозможные ключи, которые меняет посреди одной пьесы (№ 2, 83), демонстрирует применение техник остинато (№ 36, на материале мотива la–sol–fa–re–mi из мессы Жоскена «Hercules dux Ferrariae»), кводлибета (№ 98, на материале 9 инципитов из мадригалов Аркадельта, включая популярный и в 21 в. «Il bianco e dolce cigno»), soggetto cavato (№ 104; 2 мотива, mi–fa–re–la и re–mi–fa–ut, извлечены из имён испанских монархов – Isabella и Ferdinandus) и др.
Сочинение явно задумывалось с дидактическими целями – поэтому оно не содержит указаний на специфику какого-либо определённого инструмента. По той же причине в нём не выдерживается постоянство исполнительского состава (пьесы написаны на 2–11 голосов, чаще всего на 4 голоса). В современных аутентичных реконструкциях (например, в исполнении «Хельгас-ансамбля» под управлением П. ван Невела, ансамбля Capella de la Torre под управлением К. Боймль) пьесы сборника аранжируются произвольно – для ансамбля старинных инструментов.
Свидетельство европейской известности композитора – его упоминание в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Ф. Рабле, в прологе к 4-й книге (напечатана в 1552). В анекдоте о просеке, который рассказывает Приап Юпитеру, Феста включён в длинный список прославленных покойных композиторов (наряду с Жоскеном Депре, Й. Окегемом, Я. Обрехтом, Л. Компером и др.), поющих хором непристойную песенку.
Полное собрание вокальных сочинений Фесты под редакцией А. Мейна и А. Си опубликовано в академической серии «Corpus mensurabilis musicae», томе 25 (Rome, 1962). Сборник многоголосных вариаций на тему «La Spagna» опубликован (под названием «Counterpoints on a cantus firmus») в серии «Recent researches in the music of the Renaissance», том 107 (Madison, 1997; редактор Р. Эйджи).