Султанов Николай Владимирович
Султа́нов Никола́й Влади́мирович [28.1(9.2).1850, место рождения неизвестно – 15.9.1908, Висбаден, Германская империя, ныне Германия], российский архитектор, реставратор, историк и теоретик архитектуры и искусства, педагог, государственный деятель, тайный советник (1904); действительный член (1893) и академик (1905) Императорской Академии художеств.
Дворянин. Двоюродный брат П. Н. Милюкова. Обучался в 1868–1873 гг. в Петербургском строительном училище (с 1882 – Институт гражданских инженеров, ИГИ), которое окончил с аттестатом 1-го разряда. Служил в Техническо-строительном комитете Министерства внутренних дел (1873–1908, с 1903 председатель).
В 1878–1891 гг. работал по заказам графа С. Д. Шереметева, занимался реставрацией построек и благоустройством парка в усадьбе Кусково, руководил капитальным ремонтом Странноприимного дома графа Н. П. Шереметева в Москве; в 1882–1883 гг. выстроил при нём часовню для отпевания усопших. Приёмы её оформления характерны для дальнейшего творчества архитектора – обращение к мотивам московского и ярославского зодчества 16–17 вв., использование изразцового декора. Среди других значимых культовых построек Султанова: надпещерный храм Черниговского скита при Троице-Сергиевой лавре в русском стиле (1886–1889); православная церковь Святого равноапостольного князя Владимира в Мариенбаде (ныне Марианске-Лазне, Чехия; 1900–1902; руководил строительством Г. Видерман), сочетающая в убранстве элементы русского и неовизантийского стилей. В 1893 г. Султанов выиграл конкурс на проект собора Святых Петра и Павла в Петергофе (строился в 1895–1904 под руководством Вас. А. Косякова) в формах русского зодчества 16–17 вв. Храм задумывался как памятник императору Александру III и по замыслу автора проекта должен был отражать архитектурные вкусы покойного монарха. Пятишатровый собор, окружённый тремя ярусами галерей с богато украшенными крыльцами, отличается динамичностью композиции и богатым декоративным убранством. Интерьеры также были выполнены в русском стиле.
В 1893–1898 гг. Султанов работал над архитектурной частью памятника Александру II в Московском Кремле (скульптор А. М. Опекушин) в русле русского стиля (демонтирован в 1918).
Как реставратор занимался восстановлением башен Нижегородского кремля (1895), в Москве – палат Волковых – Юсуповых (1892–1895), церкви Рождества Богородицы в Путинках (1897) и др. Составил проект реконструкции дворца царевича Димитрия в Угличе (1890–1892, реализован И. П. Маасом). При реставрации Султанов стремился к возрождению традиционного производства строительных материалов (формовка кирпичей, изготовление краски и т. д.), при этом практиковал перестройку отдельных частей восстанавливаемых памятников.
Занимался изучением и коллекционированием предметов русского декоративно-прикладного искусства допетровского времени (собрание распродано после смерти архитектора); с 1880-х гг. неоднократно предпринимал поездки по городам и монастырям России, по Италии, Франции, Греции и странам Малой Азии. Результаты своих исследований Султанов использовал при проектировании интерьеров и церковной утвари [изразцовый иконостас церкви Благовещения в усадьбе Воронцовых-Дашковых Новотомниково в Моршанском уезде Тамбовской губернии (ныне Моршанский район Тамбовской области), 1889; лампада в неовизантийском стиле для Иверской часовни на Красной площади в Москве, 1892, и др.].
Преподавал в Санкт-Петербурге: в ИГИ (1873–1906; в 1895–1903 директор, в 1900–1903 заслуженный ординарный профессор, с 1903 внештатный заслуженный профессор, c 1894 член Совета), в Николаевской инженерной академии (1878–1908), Санкт-Петербургском технологическом институте (курс строительного искусства, 1877–1884), Археологическом институте (древнерусское искусство, 1882–1885). В преподавании уделял большое внимание истории византийского искусства, считая его «превосходным подспорьем при проектировании православно-русских церквей, для тех художников, которые почему-либо не желают обращаться к нашему московскому зодчеству XVII века» (Султанов. 1879. Ч. 2. С. 76), и истоком русской национальной архитектуры. Среди учеников – М. В. Красовский, Вас. А. Косяков.
Вёл активную общественную деятельность, состоял членом Императорского Русского археологического общества (с 1877), действительным членом Московского архитектурного общества (с 1895) и др.
Как теоретик русского стиля придерживался официально-академического направления: выделял архитектуру Русского государства 16–17 вв. как самостоятельное национальное искусство и воплощение монархической идеи; соответственно, рассматривал русский стиль 2-й половины 19 в. как возрождение отечественных художественной традиции и идеи самодержавия. Одну из отличительных особенностей национального зодчества Султанов видел в соблюдении закона баланса архитектурных масс и форм, считая это основным принципом всех видов русского искусства. Возрождение подлинной отечественной архитектуры Султанов представлял как процесс передачи традиций от мастеров прошедших веков современным архитекторам, для чего требовалось подробнейшее изучение памятников прошлого. Внёс значимый вклад в исследование московской архитектуры 17 в., ввёл в научный обиход термин «русское барокко» для обозначения памятников отечественного зодчества конца 17 в. (Султанов. 1880. С. 8).
Награждён орденами Святого Станислава 1-й степени (1898), Святой Анны 1-й степени (1902), Святого Владимира 2-й степени (1906) и др.
Супруга [с 8(20) января 1884] – Е. П. Леткова, писательница, переводчица, общественный деятель.