Косяков Георгий Антонович
Косяко́в Гео́ргий Анто́нович [15(27).5.1872, Царское Село, ныне г. Пушкин – 12.6.1925, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российский архитектор, график, театральный художник, педагог; академик архитектуры Императорской Академии художеств (ИАХ; 1911).
Отец – цеховой Антон Корнеевич Косяков (1829/1830 – после 1885), повар в резиденции министра императорского двора и уделов генерала от инфантерии, генерал-адъютанта графа В. Ф. Адлерберга, мать – Наталья Даниловна (1845–1919). Младший брат архитекторов Василия Антоновича Косякова и Владимира Антоновича Косякова, генерал-майора Виктора Антоновича Косякова (1870–1943).
Учился в Императорской Академии художеств (1892–1900) в классе Л. Н. Бенуа, получил 2-ю серебряную медаль за пейзажный рисунок карандашом (1893). 2(15) ноября 1900 г. за проект гостиницы-санатория получил звание художника с правом пенсионерской поездки. В 1902–1903 гг. – пенсионер Академии художеств в Греции, Италии, Франции, побывал в Великобритании, а также в Константинополе (ныне Стамбул).
Косякову принадлежит около 30 реализованных проектов. Одно из наиболее значительных его произведений – Морская библиотека в Кронштадте в стиле неоклассицизма (1910–1914, достраивалась в 1926–1927). Здание на угловом участке имеет сложное объёмно-планировочное решение, угловая полуротонда завершена плоским куполом, фасады оформлены парными колоннами ионического ордера.
Важная постройка в творчестве Косякова – возведённая в честь 300-летия Дома Романовых церковь Рождества Христова 20-го драгунского Финляндского полка в Вильманстранде (ныне Лаппеэнранта, Финляндия; заложена в 1913). Храм выстроен в неорусском стиле из красного кирпича. Его основной объём – четверик, близкий по форме к кубу, увенчан пятиглавием с мощным центральным световым барабаном. К четверику с востока примыкает полуциркульная в плане двухъярусная алтарная апсида, с севера и юга – боковые ризалиты, а с запада – трёхпролётная звонница псковского типа над притвором с перспективным порталом. Фасады завершены щипцами и декорированы свободно расположенными деталями в духе псковского и новгородского зодчества: крестами, аркатурными поясками, бегунцом, разнообразными наличниками, а также колонками и растительным орнаментом по нижнему ярусу. В 1914 г. для храма Косяковым был выполнен проект двухъярусного дубового иконостаса в неорусском стиле. Задуманное покрытие штукатуркой и полихромное убранство фасадов не было осуществлено. В 1923–1924 гг. здание перестроено для нужд лютеранской церкви (архитектор И. Лаунис). Луковичные главы заменили плоскими шлемовидными, демонтировали декоративное пятиглавие над центральным щипцом звонницы, перепланировали интерьер.
Значительная часть проектов Косякова выполнена в Санкт-Петербурге в соавторстве с братьями. В 1908–1909 гг. им вместе с Вас. А. Косяковым в крипте дома призрения А. И. Тименкова и В. А. Фролова была устроена церковь в русском стиле во имя святителя Николая (ныне утрачена), с иконостасом, изготовленным на фабрике М. С. Кузнецова; также были сооружены приёмная, чайная и курительная комнаты в духе модерна. В 1905–1908 гг. по проекту Вас. А. Косякова и Г. А. Косякова, занимавшегося здесь художественной отделкой, был надстроен 3-й этаж над классицистическим зданием Николаевского дома призрения престарелых и увечных граждан, где была устроена новая Николаевская церковь в стилистике русского ампира (освящена в 1908, ныне перестроена), украшенная обильным лепным декором; были также осуществлены ремонт помещений с новым оформлением в духе неоклассицизма и их техническое переоснащение. Г. А. Косяков участвовал в проектировании внутренней отделки и росписей Морского собора во имя святителя Николая Чудотворца в Кронштадте (1902–1913) в качестве помощника Вас. А. Косякова. Втроём братьями Косяковыми было спроектировано здание Благородного собрания, выполненное в формах неоренессанса (1912–1914; ныне Дом Радио). В оформлении массивного 4-этажного сооружения использованы лоджии с балюстрадами, аттиковые стенки, пилястры, руст, большие арочные окна с укрупнёнными замковыми камнями, терракотовые барельефы (путти, картуши, гирлянды). Сопоставление с другими работами братьев Косяковых позволяет предположить, что Георгию, наиболее часто обращавшемуся к классическим архитектурным формам, принадлежала основная роль в проектировании фасадов.
Косяковым создан ряд петербургских доходных домов. По проекту Вас. А. и Г. А. Косяковых при участии Н. Л. Подбереского в стиле модерн был сооружён дом П. Т. Бадаева (1904–1906), оформленный барельефами и керамическим декором. Г. А. Косяков вместе с архитектором Н. К. Прянишниковым спроектировал 5-этажный доходный дом Мещанского общества в русле неоклассицизма (1909–1910). Совместно с Вл. А. Косяковым построил 6-этажный доходный дом генерал-майора Н. П. Демидова (1910–1911) в стилистике рационального модерна, керамическое убранство фасадов выполнено в мастерской П. К. Ваулова.
Вместе с архитектором В. В. Фридлейном осуществил капитальную перестройку здания фабрики серебряных и бронзовых изделий С. Ф. Верховцева под Троицкий театр миниатюр (1911; ныне Академический малый драматический театр – театр Европы).
Автор многочисленных нереализованных проектов, среди которых проекты церквей в неорусском стиле: близ Москвы (1911; с гипертрофированными щипцами и контрфорсами) и при Канасаевском имении Скобелевского комитета в Симбирской губернии – монументального одноглавого храма со звонницей псковского типа (1915), соборной мечети в Кронштадте (1910), дачи М. А. Суворина в формах северного модерна (1910), неоклассицистического здания Волжско-Камского банка в Киеве (1915), до́ма фирмы «П. И. Оловянишников и сыновья» в неороманском стиле в Петрограде (1915; см. Оловянишниковы) и др.
Участвовал в конкурсах на проекты: церкви для села Згуровка Полтавской губернии (ныне Броварский район Киевской области) в формах необарокко (1901, 1-я премия), гостиницы «Метрополь» в Москве (1901–1902, 5-я премия, совместно с Н. Л. Подбереским и Э. Л. Андреолетти) и реконструкции Николаевского вокзала в Санкт-Петербурге (ныне Московского вокзала; 1914, 2-я премия, совместно с Подбереским и А. А. Ламагиным; все не реализованы).
С 1904 г. преподавал в ИАХ (после 1917 – Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских, в 1918 – руководитель мастерской). Преподавал также в Санкт-Петербургском институте инженеров путей сообщения, в Горном институте Императрицы Екатерины II; в Школе десятников по строительному делу, на Высших женских архитектурных курсах Е. Ф. Багаевой; в 1911–1925 гг. – на инженерно-строительном факультете Политехнического института императора Петра Великого (с 1922 – имени Калинина).
Занимался станковой и прикладной графикой. Во время пенсионерской поездки (1902–1903) изобразил акварелью виды и архитектурные памятники Рима, Константинополя, Руана, Лондона и других городов. Выполнил акварели для открыток, изданных Общиной святой Евгении (посвящены архитектурным достопримечательностям Москвы и Ярославля). В 1910-х гг. Косяков участвовал в выставках Общества русских акварелистов, Товарищества передвижных художественных выставок. В 1924 г. в Ленинграде издал альбом «Архитектурные мотивы: материалы для композиции каменных и деревянных сооружений», который посвятил своим покойным братьям. Альбом содержит выполненные зодчим чертежи и рисунки деталей памятников итальянского и французского Возрождения, русского ампира, деревянного жилого зодчества, мостов, ордерные мотивы.
В 1917–1923 гг. работал как сценограф, в том числе в Александринском театре («Заговор Фиеско», 1920 и 1922, «Ревизор», 1920, и другие постановки).
Член Петербургского общества архитекторов.