Никольский Александр Сергеевич
Нико́льский Алекса́ндр Серге́евич [20.3(1.4).1884, Саратов – 16.7.1953, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российский архитектор, действительный член Академии архитектуры СССР (1939).
Окончил Институт гражданских инженеров (ИГИ, ныне Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет) в 1912 г. Творческое становление Никольского совпало с началом его педагогической деятельности в ИГИ [1927; с 1924 – Ленинградский институт гражданских инженеров (ЛИГИ)] и развивалось в русле рационализма («рацио-архитектуры»). А. С. Никольский (совместно с А. А. Олем) разработал программу новой дисциплины «Введение в архитектуру», суть которой сводилась к упражнениям на абстрактных, отвлечённых от материала и конструкции примерах («архсхемах»), что формировало пространственное мышление студентов. Методы преподавания архитектурного проектирования, которые внедрял Никольский в ИГИ, во многом повторяли психоаналитический метод обучения студентов-архитекторов, созданный Н. А. Ладовским и практиковавшийся во Вхутемасе. С другой стороны, творческие поиски Никольского были созвучны исканиям К. С. Малевича в период его работы в Государственном институте художественной культуры (Гинхук) в области создания супрематической архитектуры: построения «планит» и «архитектонит» – своеобразных моделей экспериментальных архитектурных композиций, не имеющих определённого утилитарного назначения.
Создавая архитектурные проекты, Никольский использовал как формальные решения супрематизма, так и функциональный метод проектирования, присущий конструктивизму. Воплощением новаторских исканий архитектора стали конкурсные проекты памятника В. И. Ленину у Финляндского вокзала (1924?), клуба для рабочих (1927), зала общественных собраний на 1 тыс. человек (1927) и др. В 1926 г. Никольский заочно принят в члены творческой организации конструктивистов – Общества современных архитекторов, вошёл в редколлегию журнала «Современная архитектура».
По его проектам в 1920-х гг. построены жилой массив на Тракторной улице (совместно с А. И. Гегелло и Г. А. Симоновым; 1925–1927) и проспект Стачек (1925–1927), школа имени 10-летия Октября (1925–1927), общественные бани «Гигант» (1928–1930), круглые бани (совместно с В. М. Гальпериным, Н. Ф. Демковым, А. В. Крестиным; 1927–1930), стадион и клуб «Красный путиловец» (совместно с К. И. Кашиным, 1927–1929, не сохранились; все – в Ленинграде) и др.
С 1932 г. коллектив мастерской ЛОСПС (Ленинградского областного совета профессиональных союзов) под руководством Никольского занимался проектированием комплекса сооружений на Крестовском острове, включавшего физкультурный парк и стадион имени С. М. Кирова на 100 тыс. зрителей (1933–1950, не сохранился). Никольский использовал опыт своих экспериментальных проектов 1920-х гг.: стадион представлял собой искусственный холм-кольцо из грунта, поднятого со дна Финского залива, с овальной чашей посередине и расположенными вокруг неё трибунами; возвышаясь на 16 м над уровнем моря, он был обращён к парку и заливу внешними озеленёнными склонами. Первоначальный проект стадиона реализован не полностью, а впоследствии усложнён декоративными элементами и скульптурой. В 1945 г., после коренной реконструкции территории, пострадавшей во время Великой Отечественной войны, физкультурный парк был воссоздан по новому проекту Никольского и переименован в Приморский парк Победы.
Как блестящий рисовальщик Никольский проявил себя ещё в 1912–1913 гг., когда посетил с пенсионерской поездкой Италию, где выполнил серию архитектурных зарисовок византийских памятников. В 1930-х гг. рисунки Никольского были использованы сотрудниками Научно-исследовательского кабинета Всероссийской академии художеств при разработке теоретических вопросов монументальной живописи (мозаики) в связи со строительством Дворца Советов в Москве.
Во время блокады Ленинграда Никольский вёл иллюстрированный дневник (частично опубликован в сборнике «Советская архитектура», 1969, выпуск 18), создал серии рисунков «В осаждённом Ленинграде» и «Парк имени С. М. Кирова».
Сохранилась коллекция архитектурных моделей Никольского и его мастерской (ныне в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств).
Преподавал в ЛИГИ (1927–1933; в 1930–1931 Ленинградский институт коммунального строительства, с 1931 Ленинградский институт инженеров коммунального строительства), в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (1933–1953).
Сталинская премия 1-й степени (1950).