Никольский Александр Сергеевич
Нико́льский Алекса́ндр Серге́евич [20.3(1.4).1884, Саратов – 16.7.1953, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российский архитектор, действительный член Академии архитектуры СССР (1939).
Окончил Институт гражданских инженеров (ИГИ, ныне Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет) в 1912 г. Творческое становление Никольского совпало с началом его педагогической деятельности в ИГИ [1927; с 1924 – Ленинградский институт гражданских инженеров (ЛИГИ)] и развивалось в русле рационализма («рацио-архитектуры»). А. С. Никольский (совместно с А. А. Олем) разработал программу новой дисциплины «Введение в архитектуру», суть которой сводилась к упражнениям на абстрактных, отвлечённых от материала и конструкции примерах («архсхемах»), что формировало пространственное мышление студентов. Методы преподавания архитектурного проектирования, которые внедрял Никольский в ИГИ, во многом повторяли психоаналитический метод обучения студентов-архитекторов, созданный Н. А. Ладовским и практиковавшийся во Вхутемасе. С другой стороны, творческие поиски Никольского были созвучны исканиям К. С. Малевича в период его работы в Государственном институте художественной культуры (Гинхук) в области создания супрематической архитектуры: построения «планит» и «архитектонит» – своеобразных моделей экспериментальных архитектурных композиций, не имеющих определённого утилитарного назначения.
Создавая архитектурные проекты, Никольский использовал как формальные решения супрематизма, так и функциональный метод проектирования, присущий конструктивизму. Воплощением новаторских исканий архитектора стали конкурсные проекты памятника В. И. Ленину у Финляндского вокзала (1924?), клуба для рабочих (1927), зала общественных собраний на 1 тыс. человек (1927) и др. В 1926 г. Никольский заочно принят в члены творческой организации конструктивистов – Общества современных архитекторов, вошёл в редколлегию журнала «Современная архитектура».
По его проектам в 1920-х гг. построены жилой массив на Тракторной улице (совместно с А. И. Гегелло и Г. А. Симоновым; 1925–1927) и проспект Стачек (1925–1927), школа имени 10-летия Октября (1925–1927), общественные бани «Гигант» (1928–1930), круглые бани (совместно с В. М. Гальпериным, Н. Ф. Демковым, А. В. Крестиным; 1927–1930), стадион и клуб «Красный путиловец» (совместно с К. И. Кашиным, 1927–1929, не сохранились; все – в Ленинграде) и др.
С 1932 г. коллектив мастерской ЛОСПС (Ленинградского областного совета профессиональных союзов) под руководством Никольского занимался проектированием комплекса сооружений на Крестовском острове, включавшего физкультурный парк и стадион имени С. М. Кирова на 100 тыс. зрителей (1933–1950, не сохранился). Александр Никольский. Проект стадиона имени С. М. Кирова на Крестовском острове. Аксонометрия генплана. 1941.Никольский использовал опыт своих экспериментальных проектов 1920-х гг.: стадион представлял собой искусственный холм-кольцо из грунта, поднятого со дна Финского залива, с овальной чашей посередине и расположенными вокруг неё трибунами; возвышаясь на 16 м над уровнем моря, он был обращён к парку и заливу внешними озеленёнными склонами. Первоначальный проект стадиона реализован не полностью, а впоследствии усложнён декоративными элементами и скульптурой. В 1945 г., после коренной реконструкции территории, пострадавшей во время Великой Отечественной войны, физкультурный парк был воссоздан по новому проекту Никольского и переименован в Приморский парк Победы.
Как блестящий рисовальщик Никольский проявил себя ещё в 1912–1913 гг., когда посетил с пенсионерской поездкой Италию, где выполнил серию архитектурных зарисовок византийских памятников. В 1930-х гг. рисунки Никольского были использованы сотрудниками Научно-исследовательского кабинета Всероссийской академии художеств при разработке теоретических вопросов монументальной живописи (мозаики) в связи со строительством Дворца Советов в Москве.
Александр Никольский. Эрмитаж. Бомбоубежище. 1941.Во время блокады Ленинграда Никольский вёл иллюстрированный дневник (частично опубликован в сборнике «Советская архитектура», 1969, выпуск 18), создал серии рисунков «В осаждённом Ленинграде» и «Парк имени С. М. Кирова».
Сохранилась коллекция архитектурных моделей Никольского и его мастерской (ныне в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств).
Преподавал в ЛИГИ (1927–1933; в 1930–1931 Ленинградский институт коммунального строительства, с 1931 Ленинградский институт инженеров коммунального строительства), в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (1933–1953).
Сталинская премия 1-й степени (1950).