Успенская церковь подворья Введенской Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге
Успе́нская це́рковь подво́рья Введе́нской О́птиной пу́стыни в Са́нкт-Петербу́рге, православный храм в русском стиле. Возведён по проекту архитекторов Вас. А. Косякова и Б. К. Правдзика.
В 1875 г. Киево-Печерской лаврой был выкуплен участок на Николаевской набережной (ныне набережная Лейтенанта Шмидта) Васильевского острова, с середины 18 в. принадлежавший Псковскому подворью. Комплекс построек требовал реконструкции, а церковь – расширения, и по инициативе митрополита Киевского и Галицкого Иоанникия (Руднева) в 1894 г. архимандритом Феогностом был объявлен конкурс на проект ансамбля подворья Киево-Печерской лавры. В нём приняли участие архитекторы М. А. Щурупов, О. И. Тибо-Бриньоль, А. М. Воробьёв, В. А. Демяновский, а также Вас. А. Косяков совместно с Б. К. Правдзиком, проект которых победил в конкурсе. Закладка храма состоялась 3(15) августа 1895 г., строительство велось под наблюдением авторов проекта. 6(18) декабря 1897 г. митрополит Иоанникий освятил главный придел храма. В 1900 г. завершилось строительство подворья.
Квадратный в плане основной объём храма завершён массивным луковичным пятиглавием, с востока к нему примыкают 3 полуциркульные в плане крупные апсиды, также завершённые луковичными главками, с запада – притвор с крыльцом с обращённой к набережной северной стороны. Архитектор указывал, что «фасады здания проектированы кирпичные, в мотивах русской церковной архитектуры» (Косяков. 1900. С. 17). Каждый фасад разделён мощными лопатками на 3 части, на которые опираются 4 пересекающиеся арки, главный южный фасад выделен большим окном.
В процессе строительства Косяков принял решение выполнять перекрещивающиеся арки не из кирпича, а из монолитного бетона. Таким образом, работа была ускорена на сезон. Новаторство автора проявилось в применении пересекающихся арок пролётом около 21 м для поддержки главного барабана, что позволило обойтись без установки пилонов и создать обширное внутреннее пространство без опор. Благодаря этому у верующих была возможность наблюдать за богослужением из любой точки храма, вместимость которого составляла 2 тыс. человек. Впервые в Санкт-Петербурге при строительстве церкви купола были облицованы листами алюминия. Главный купол украшен рельефным орнаментом сусального золота, кокошники фасадов – полихромными изразцами и майоликой. Фасады отделаны серым гранитом, белым радомским песчаником из Польши и 14 сортами жёлтого лекального кирпича завода М. Ф. Нестерова в Риге. Полы выложены зигерсдорфской плиткой. Роспись интерьеров храма в 1902–1903 гг. выполнили московские мастера под руководством Н. М. Сафонова и академика Ф. А. Соколова в стиле В. М. Васнецова.
Притвор храма соединён с двухэтажным жилым корпусом на набережной (с идентичным декором) – покоями Киевского митрополита и начальника подворья. Корпус имеет дробный декор и оформлен ширинками, наборными наличниками с замковыми камнями или килевидными кокошниками, колонками с кубоватыми капителями, профилированными карнизами, лопатками. Комплекс подворья включает также внутреннее полукаре братских корпусов и трапезной с садом. Он характеризовался как «одно из лучших сооружений в русском стиле» (Новое здание подворья ... 1897. Стб. 20).
В январе 1935 г. Успенский храм был закрыт и превращён в склад военного порта, в 1956 г. в нём устроен первый в Ленинграде каток с искусственным льдом. Был возращён Русской православной церкви в июне 1991 г. как подворье Введенской Оптиной пустыни, основные реставрационные работы завершены в 2014 г. Храм играет важную градостроительную роль в панораме Васильевского острова и всей дельты Невы.