Богоявленская церковь на Гутуевском острове в Санкт-Петербурге
Богоявле́нская це́рковь на Гуту́евском о́строве в Са́нкт-Петербу́рге, православный храм. Возведён в русском стиле по проекту архитектора Вас. А. Косякова.
Сооружён в 1892–1899 гг. при участии архитектора Б. К. Правдзика в память спасения царской семьи 17(29) октября 1888 г. при крушении поезда у станции Борки (ныне село Харьковской области, Украина) и спасения цесаревича Николая (будущего императора Николая II) при покушении на него полицейского Цуды Сандзо в Оцу во время визита в Японию 29 апреля (11 мая) 1891 г. Заложена в годовщину инцидента в Оцу; вчерне готова в 1897 г., главный придел освящён в 1899 г. митрополитом Антонием (Вадковским) вместе с протоиереем Иоанном Кронштадтским.
Вероятно, композиция центрического храма в русле московского и ярославского зодчества 17 в., завершённого гигантскими барабаном с луковичной главой, и с шатровой колокольней со слухами над притвором, заимствована Косяковым из проекта церкви Христа Спасителя на месте крушения императорского поезда у станции Борки (1889–1894, архитектор Р. Р. Марфельд, не сохранилась).
План здания близок к крестообразному. Боковые приделы завершались частично утраченными барабанами с шатрами, луковичными главками и прорезными крестами. В центре низкой галереи, огибающей алтарь, – часовня с лестницей, ведущей в усыпальницу семейства Ворониных – главных жертвователей церкви. Финансировал постройку церкви купец 1-й гильдии, позднее действительный статский советник И. А. Воронин, ткацкий и кирпичный фабрикант. Косяков в дальнейшем спроектировал по его заказу ряд сооружений, наиболее примечательное из которых – церковь в селе Кукобой Ярославской губернии (ныне Первомайский район Ярославской области; 1909–1912).
Особую декоративность узорочья в Богоявленской церкви даёт многообразие использованных материалов и приёмов для создания полихромии: тёсаного и лекального кирпича, различных способов кладки. Мозаичный декор выполнен мастерской В. А. Фролова, на фабрике М. С. Кузнецова созданы майоликовые изразцовые фризы, заполнения полей кокошников, а также фаянсовый одноярусный иконостас, удостоенный медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. (утрачен). Иконы написаны А. М. Постниковым, фрески – А. С. Славцовым (сохранились незначительные фрагменты росписей).
Церковь была закрыта в 1935 г. и превращена в склад, в аварийном состоянии возвращена верующим в 1991 г., с конца 2000-х гг. восстанавливается.