Свято-Никольский морской собор в Лиепае
Свя́то-Нико́льский морско́й собо́р в Лиепа́е (латыш. Liepājas Svētā Nikolaja pareizticīgo Jūras katedrāle), православный храм Рижской епархии Латвийской православной церкви. Возведён в русском стиле по проекту архитектора Вас. А. Косякова.
Заказчиком храма стало Военное министерство Российской империи; значительные пожертвования на строительство внёс император Николай II. Морской собор был заложен 4(17) июня 1900 г. в Либаве (ныне Лиепая) как приходской храм порта Александра III [Либавская крепость, ныне Кароста (латыш. Kara osta, буквально – военный порт)] – базы Балтийского флота Российской империи, созданной в 1890-х гг.
Косяков руководил строительством, его помощником выступил архитектор А. И. Виксель. Собор был освящён 22 августа (4 сентября) 1903 г. в присутствии Николая II. Пятиглавый храм на 2500 человек отличается от своих архитектурных аналогов (Успенской церкви подворья Киево-Печерской лавры в Санкт-Петербурге и храма Даниловской Казанской женской общины) наличием пристроенной к нему с запада колокольни, увенчанной луковичной главой. К боковым фасадам примыкают крыльца, завершённые щипцами. Барабаны декорированы аркатурно-колончатыми поясами, кокошниками, ширинками, колонками. Фасады завершены массивными килевидными кокошниками, акценты расставлены с помощью тройных окон. Собор стоит на высоком бетонном основании, покрытом гранитными и песчаниковыми плитами. Стены возведены из красного кирпича и облицованы жёлтым фигурным кирпичом фабрики М. Ф. Нестерова в Риге.
Мозаики и майолика были изготовлены петербургскими мастерами. Указывалось, что собор «в русско-византийском стиле, и с внешней своей стороны как по общему стройному очертанию, так и по всем своим деталям является одним из лучших образцов современного церковного зодчества» (Храмы армии и флота. 1913. 2 паг. С. 23). Внутри собор хорошо освещён; вместо колонн подкупольного квадрата он имеет четыре дугообразные перекрещивающиеся арки, удерживающие свод с куполом и центральный барабан, как в аналогичных постройках Косякова. Над мраморным престолом центрального алтаря находилась золочёная сень. Во время Первой мировой войны, в мае 1915 г., иконы и другие ценности собора были эвакуированы, впоследствии утрачены.
Трёхъярусный резной иконостас в русском стиле храму подарил император (1903, мастерская С. А. и П. С. Абросимовых, Санкт-Петербург; художники М. М. Васильев, Ф. Р. Райлян; после закрытия собора в 1936 демонтирован, с 1962 находится в Троицком соборе Рижского Троице-Сергиева монастыря, один боковой иконостас – во Всесвятской церкви в Клайпеде, Литва).
В советское время в храме был устроен матросский клуб. Возвращён верующим в сентябре 1991 г., великое освящение центрального алтаря совершено 20 июля 1997 г.