Казанская церковь Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге
Каза́нская це́рковь Воскресе́нского Новоде́вичьего монастыря́ в Са́нкт-Петербу́рге, православный храм. Возведён в византийском стиле по проекту архитектора Вас. А. Косякова.
В 1906 г. купеческие семьи Кашинцевых и Пантелеевых пожертвовали средства на строительство этого храма, начавшееся после одобрения проекта Святейшим Синодом в апреле 1907 г. В течение 1907 г. был создан бетонный фундамент, цоколь облицован серым гранитом, устроены двухъярусные склепы из железобетона, из него же соорудили склепы снаружи усыпальницы. Закладка церкви состоялась 8(21) июня 1908 г.
Сооружение имеет квадратный план с тремя полуциркульными апсидами, его композиция восходит к раннехристианским мартириям. Барабан центрального купола и сильно пониженных четырёх малых глав украшены майоликовыми орнаментами, которыми декорированы и фасады. В их оформлении имитирована кладка «со скрытым рядом». Три портала оформлены резьбой по бетону с использованием мозаичных вставок (символы евангелистов, изображения виноградной лозы, птиц). Из Германии были привезены облицовочный кирпич (Франкфурт-на-Майне) и красная глазурованная черепица, которой покрыли храм (оригинальная кровля утрачена). Основные строительные работы были завершены в 1912 г.
Центральное пространство церкви представляет собой октагон, перекрытый бо́льшим в диаметре куполом. Подобно собору Святой Софии в Константинополе, оно окружено двухъярусными галереями. В интерьерах стены облицованы панелями тёмно-зелёного мрамора, из мрамора выполнен также иконостас. Искусственным мрамором отделаны колонны, которые поддерживают галереи второго яруса и купольную конструкцию. Росписи интерьера в стиле, схожем с росписями Дионисия в Ферапонтовом монастыре, и исполнение 105 икон для трёх иконостасов (художник Ф. Р. Райлян совместно с П. А. Фоминым, А. И. Кулаковым, В. Г. Евгеньевым, весна 1912 – лето 1915) не были завершены из-за Первой мировой войны, недостатка средств и судебной тяжбы Ф. Р. Райляна с настоятельницей монастыря. В отделочных работах принимали участие керамическая мастерская П. К. Ваулина – О. О. Гельдвейна и мозаичная мастерская Фроловых.
Церковь была закрыта летом 1927 г. С 1967 г. использовалась как цех Всесоюзного НИИ «Электронмаш». В 1970-х гг. предполагался её снос. В 1992 г. состоялось освящение северного придела и началась реставрация церкви, в 1996 г. передана в ведение возрождённого Воскресенского Новодевичьего монастыря, в 2006 г. совершено её великое освящение.