Комитас
Комита́с (Կոմիտաս; настоящие имя, отчество, фамилия Согомон Геворгович Согомонян, Սողոմոն Գևորգի Սողոմոնյան) [26.9.1869, Кютахья, Османская империя, ныне Турция – 22.10.1935, Париж (по другим данным, Вильжюиф, департамент Валь-де-Марн, Франция); перезахоронен в 1936 в Ереване в Пантеоне деятелей культуры (ныне Пантеон парка имени Комитаса)], армянский композитор, фольклорист, певец, хоровой дирижёр, общественный деятель, педагог.
В 1893 г. окончил Духовную академию в Эчмиадзине, рукоположен в иеромонахи под именем Комитаса (в память католикоса Комитаса I Ахцеци), с 1894 г. архимандрит. В 1895 г. занимался теорией музыки у М. Г. Екмаляна в Тифлисе (ныне Тбилиси). В 1896–1899 гг. жил в Берлине, окончил консерваторию Р. Шмидта, посещал лекции по философии, эстетике, истории музыки в университете; в 1899 г. по приглашению Международного музыкального общества прочитал лекцию об армянской музыке. В 1899 г. вернулся в Эчмиадзин, преподавал музыкальные предметы и руководил хором Духовной академии, выступал с ним в Тифлисе (1905), затем в Париже, в Швейцарии и Италии (также читал лекции).
Занимался собиранием и исследованием армянского крестьянского фольклора, в 1913 г. побывал в экспедиции в Армении, впервые записал курдские песни. В 1910 г. из-за конфликта с церковными властями переехал в Константинополь, где создал хоровую капеллу «Гусан». В этот период начал изучение армянской невменной нотации (см. ст. Хазы). В 1915 г., под впечатлением массовой резни армян, организованной турецкими властями, заболел психически. С 1919 г. жил во Франции.
Комитас сыграл выдающуюся роль в формировании новой армянской музыки, стал основоположником армянской научной музыкальной фольклористики. Его музыкальные сочинения отразили картину жизни армянского народа, открыли новые пути творческого использования национального фольклора. Мастер хорового многоголосия, Комитас создал на фольклорной основе ряд хоров без сопровождения, среди них – «Лору гутани оровел» («Лорийская плужная песня»), «Гутанегр» («Песня плуга»), «Еркрагорци ерг» («Песня земледельца»), «Кали ерг» («Песня гумна»). Национальными эмблемами стали песни трагического содержания – «Крунк» («Журавль»), «Антуни» («Бездомный»), «Цирани цар» («Абрикосовое дерево»), «Цицернак» («Ласточка»). Благодаря трудам Комитаса многоголосие проникло в армянское богослужение, в Армянской апостольской церкви исполняется созданный им Патараг (литургия; завершён его учеником В. Саркисяном, издан в 1933 в Париже).
Среди других музыкальных сочинений – фортепианные и камерно-инструментальные пьесы. Сохранились аудиозаписи сольных песен Комитаса в авторском исполнении.
Имя Комитаса присвоено квартету (Квартет имени Комитаса), Ереванской консерватории.