Музиль Роберт
Му́зиль Ро́берт (Robert Musil) (6.11.1880, Клагенфурт, Австро-Венгрия, ныне Австрия – 15.4.1942, Женева, Швейцария), австрийский писатель, драматург.
Родился в семье профессора инженерных наук. Учился в военных школах (1892–1897); в 1898–1901 гг. изучал машиностроительное и инженерное дело в Техническом институте в Брюнне (ныне Брно, Чехия), работал в Техническом институте в Штутгарте (1902–1903). Отказавшись от профессии инженера, изучал философию, логику и экспериментальную психологию в Берлинском университете (1903–1908). В 1908 г. защитил диссертацию о философии Э. Маха. С 1911 по 1914 гг. работал библиотекарем в Техническом институте в Вене. В 1914–1918 гг. служил офицером на итальянском фронте; в 1918–1919 гг. работал редактором военного журнала Heimat («Родина»), в 1919–1920 гг. – сотрудником пресс-службы Министерства иностранных дел, в 1920–1922 гг. – консультантом в военном министерстве в Вене. В 1931 г. переехал в Берлин; в 1933 г. после прихода к власти нацистов вернулся в Вену. В 1938 г. эмигрировал в Швейцарию.
Первое опубликованное произведение – автобиографический роман «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса» («Die Verwirrungen des Zöglings Törleß», 1906, русский перевод 1992), в центре которого – анализ внутренних состояний формирующейся творческой личности и открывающихся ей перспектив внерационального познания мира; роман был воспринят критикой как опыт натуралистического исследования закрытой среды образовательного учреждения. В сборнике новелл «Соединения» («Vereinigungen», 1911, русский перевод 1999) о женщинах, постигающих себя и своё любовное чувство, Музиль осуществил художественный эксперимент, практически полностью сняв разграничение между внешним миром и ощущениями персонажей.
С 1921 г. выступал как театральный и литературный критик; написал пьесу «Мечтатели» («Die Schwärmer», 1921, русский перевод 1999). Новеллы сборника «Три женщины» («Drei Frauen», 1924) объединены «сверхтемой» сочетания мужского (активного, интеллектуального) и женского (пассивного, чувственного) начал; центральная новелла – «Тонка» («Tonka», рус. пер. 1970), первоначально задуманная как роман и основанная на автобиографическом материале, представляет собой тонкий и точный психологический этюд, рисующий трагическую историю любовных отношений молодого человека из «высшей» среды и девушки «из народа».
С середины 1920-х гг. Музиль полностью посвятил себя работе над романом «Человек без свойств» («Der Mann ohne Eigenschaften», 1930–1943, не окончен; русский перевод, т. 1–2, 1984), ставшим крупнейшим явлением интеллектуальной литературы 20 в. При жизни Музиля увидели свет 1-я книга романа «Путешествие на край возможного» (1930) и 38 глав 2-й книги «В тысячелетнее царство» (1933). Ещё 20 глав были подготовлены Музилем к печати в 1938 г., но книга не вышла из-за вступления нацистов в Австрию. В 1943 г. вдова писателя издала дополнительный том, содержавший главы из романа. В наиболее полном виде произведение было опубликовано в 1952 г. Музиль соединил в своей книге сатирическое повествование с философско-утопической линией: «параллельная акция» – подготовка к 60-летнему юбилею правления австрийского императора Франца Иосифа I и поиски «австрийской идеи», способной объединить мир, – предстаёт как сатирическое обозрение философского, этического, научного и политического наследия западной цивилизации, находящейся на краю гибели в канун Первой мировой войны 1914–1918 гг. Главный персонаж романа – Ульрих, «человек без свойств», обладает многообразными свойствами выдающейся личности, однако не способен связать «чувство возможности» с «чувством реальности», найти им достойное воплощение в мире «повторения подобного», в обществе «свойств без человека». Мыслительные эксперименты героя, берущего «отпуск от жизни», отказывающегося от карьеры военного, инженера и учёного-математика, образуют философско-утопическую составляющую (внутренний сюжет) романа и связаны с поисками героем «истинной жизни», подлинного бытия. Осмысление художественного творчества и искусства в целом – в книге эссе и миниатюр «Прижизненное наследие» («Nachlaß zu Lebzeiten», 1936).
В Клагенфурте находится Литературный музей Роберта Музиля.