Тухольский Курт
Тухо́льский Курт [Kurt Tucholsky; псевдонимы: Петер Пантер (Peter Panter), Теобальд Тигер (Theobald Tiger), Каспар Хаузер (Kaspar Hauser) и др.] (9.1.1890, Берлин – 21.12.1935, Гётеборг, Швеция), немецкий писатель, публицист, журналист.
Раннее детство провёл в г. Штеттин (ныне Шецин, Польша), куда его отца, банковского работника, впоследствии директора банка, перевели по делам службы. С 1899 г. учился в гимназиях Берлина. С 1909 г. изучал право в Университете Фридриха Вильгельма (ныне Берлинский университет Гумбольдта). В 1914 г. в Йенском университете защитил диссертацию по юриспруденции.
С 1911 г. публиковал статьи, фельетоны, рецензии в берлинской прессе. Во время Первой мировой войны, в 1915–1918 гг., служил рядовым на Восточном фронте, редактировал полевую газету Der Flieger («Лётчик»). После войны писал статьи в Die Weltbühne («Мировая сцена») – журнале «о политике, искусстве и экономике», в 1926–1928 гг. занимал должность главного редактора этого издания. В 1920-х гг. сочинял песни и куплеты для кабаре «Шум и дым» (Schall und Rauch); сотрудничал с новостной газетой Vossische Zeitung, с литературным иллюстрированным журналом Uhu, концепцию которого разработал в 1924 г. Подолгу жил в Париже, работал корреспондентом немецкой прессы. В 1926 г. вошёл в правление Группы революционных пацифистов (Gruppe Revolutionärer Pazifisten), организованной К. Хиллером. В 1929 г. переехал в Швецию, до конца дней жил под Гётеборгом.
С 1931 г. из-за угнетённого состояния, вызванного антидемократическими тенденциями в обществе, разочарований в возможностях политической журналистики, проблем со здоровьем, смерти друзей перестал публиковаться. В 1933 г., после прихода А. Гитлера к власти, Тухольского лишили германского гражданства, его книги на родине подверглись сожжению.
Умер (по одной из версий, покончил с собой) от передозировки снотворного.
Публицистика Тухольского отмечена злободневностью и остроумием. В статьях и фельетонах для создания комического эффекта он нередко прибегал к языковой игре в виде каламбуров, сочетал лексику берлинского диалекта с галлицизмами, пародировал стиль той или иной газеты.
В 1907 г. в сатирическом журнале Ulk («Шутка») анонимно опубликовал юмореску «Сказки» («Märchen»), в которой высмеял безразличие кайзера Вильгельма II к искусству. В политических статьях критиковал президента П. фон Гинденбурга, членов правительства Веймарской республики, военные министерства, тенденции нацизма. В серии статей «Милитаризм» («Militaria»), напечатанных в журнале Die Weltbühne в 1919–1920 гг., поднял тему военщины, унаследованной от кайзеровской Германии. В статье «Процесс Хардена» («Prozeβ Harden», 1922) резко осудил политические убийства в стране.
В 1929 г. вместе с Джоном Хартфилдом создал сборник коллажей из документальных фотографий и текстов «Германия, Германия превыше всего» («Deutschland, Deutschland über alles»), показывавший немецкую действительность в негативном, остросатирическом свете. В центре внимания книги – недостатки правовой системы страны, состояние искусства и культуры.
Автор литературных рецензий, в которых рассмотрены произведения современных публицистов (Э. Э. Киш, А. Керр, Л. Рейснер, А. Холичер), а также литераторов – как немецких (Б. Брехт, Г. Гессе, И. Рингельнац, Э. Толлер), так и зарубежных (Дж. Джойс, Дж. Дос Пассос и др.). Тухольский – один из первых рецензентов Ф. Кафки.
Поэзия Тухольского, связанная с течением «прикладная лирика» (Gebrauchslyrik), разнообразна как по интонации, так и по тематике. В ней в юмористическом ключе описаны любовные переживания [стихотворения «Упущенная ночь» («Verfehlte Nacht», 1919, русский перевод 2008), «Разбитое сердце» («Herz mit einem Sprung», 1919, русский перевод 2008)], реалии повседневности [стихотворения «Парк Монсо» («Park Monceau», 1924, русский перевод 1977), «Двое в окне» («Liebespaar am Fenster», 1928, русский перевод 2014)] и др. В сборнике «Благочестивые песнопения» («Fromme Gesänge», 1919), содержащем стихотворения 1913–1919 гг., с горькой иронией показано несоответствие между патетическими милитаристскими идеалами и настоящими бедствиями войны.
Во многом отстранённая, ироническая манера Тухольского в духе новой вещественности нередко сочетается с затаённой грустью, однако его политическая сатира, направленная зачастую против конформизма, милитаризма, национал-социализма, всегда остаётся резкой: стихотворения «Пять лет спустя» («Nach fünf Jahren», 1919, русский перевод 1976), «Третий рейх» («Das dritte Reich», 1933, русский перевод 1976) и др.
Сатирическая тональность объединяет сборники стихов и прозы «В пять лошадиных сил» («Mit 5 PS», 1928), «Улыбка Моны Лизы» («Das Lächeln der Mona Lisa», 1929) и «Учись смеяться не плача» («Lerne lachen ohne zu weinen», 1931), посвящённые различным сторонам немецкой действительности. Комический эффект в них достигается, как правило, за счёт гиперболы, пародии, высмеивания стереотипов обывательского мышления.
Популярность снискал придуманный Тухольским юмористический персонаж – господин Вендринер, собирательный образ ограниченного и самодовольного бюргера, который всегда и со всем согласен. Он фигурирует в серии скетчей «Господин Вендринер воспитывает своих детей» («Herr Wendriner erzieht seine Kinder», 1928), «Господин Вендринер не может заснуть» («Herr Wendriner kann nicht einschlafen», 1928) и др., выходивших в журнале Die Weltbühne и авторских сборниках.
В повести «Райнсберг» («Rheinsberg», 1912) представлена история о влюблённой паре, наслаждающейся своим счастьем на лоне природы. В повести «Замок Грипсхольм» («Schloß Gripsholm», 1931) описана жизнь писателя Петера и его пассии Лидии в старинном швейцарском замке. Светлый колорит произведения омрачается столкновением героев с жестокими и унизительными порядками в детском доме, похожем на тюрьму, однако им удаётся помочь девочке-воспитаннице и разоблачить алчность директрисы интерната.
В травелоге «Книга о Пиренеях» («Ein Pyrenäenbuch», 1927) Тухольский в духе «Путевых картин» («Reisebilder», 1826–1831) Г. Гейне запечатлел своё путешествие по Франции и восточным Пиренеям.
Тухольский – один из самых известных поэтов и журналистов времён Веймарской республики. В стихотворениях, статьях и прозаических миниатюрах он задал общую тональность немецкой политической сатире 1920-х гг.
В 1988 г. в Берлине основано Общество Курта Тухольского (Kurt Tucholsky-Gesellschaft), организовывающее регулярные научные конференции.
С 1995 г. в Германии присуждают премию Курта Тухольского в области литературной журналистики.