«Очень странные дела» (сериал)
«О́чень стра́нные дела́» («Stranger Things»), американский научно-фантастический сериал с элементами хоррора шоураннеров Мэтта и Росса Дафферов. В центре сюжета – группа подростков из маленького американского города Хоукинс, которые противостоят секретной государственной организации и сверхъестественным существам, появившимся в результате её деятельности. Сериал снят в эстетике американских фильмов ужасов 1980-х гг. и апеллирует к ностальгии зрителей по массовой культуре того периода. Премьера состоялась в июле 2016 г. на платформе Netflix. На конец 2023 г. было выпущено 4 сезона и 34 серии. На конец 2023 г. сериал номинирован более чем на 200 наград, включая 12 прайм-таймовых премий «Эмми», 4 статуэтки «Золотой глобус», 2 премии Американского института киноискусства, а также награды от телевизионных критиков и аудитории.
Сюжет
События сериала разворачиваются в 1980-х гг. в вымышленном городе Хоукинс (штат Индиана). Главные герои живут размеренной жизнью, но в 1983 г. в городе появляется таинственное существо, похищающее одного из главных персонажей – Уилла Байерса (Н. Шнапп), а на свободу из секретной лаборатории сбегает другая главная героиня – Одиннадцать, или Оди (англ. Eleven, El; М. Бобби Браун). Имя дано девочке её новыми друзьями и образовано от порядкового номера, присвоенного девочке руководителем проекта по созданию людей с паранормальными способностями.
Раскрыть тайну пропавшего Уилла Байерса в 1-м сезоне пытаются три группы персонажей. Ключевой из них является трио Майка Уилера (Ф. Вулфхард), Лукаса Синклера (К. Маклафлин) и Дастина Хендерсона (Г. Матараццо) – школьники, увлечённые наукой, научной фантастикой и особенно настольной игрой «Подземелья и драконы». Встретившись с Оди и заслужив её доверие, ребята обнаруживают, что эксперименты правительственных учёных привели к открытию портала в параллельное измерение − «изнанку», куда случайно попал Уилл. Его мать, Джойс (В. Райдер), устанавливает связь с сыном с помощью возникающих брешей между измерениями, но окружающие принимают её за сумасшедшую. Вместе с местным шерифом, Джимом Хоппером (Д. Харбор), Джойс постепенно раскрывают тайны лаборатории − проводившихся в ней экспериментов над людьми времён «холодной войны». Параллельно поиски Уилла ведёт его старший брат Джонатан (Ч. Хитон).
Во 2-м сезоне (премьера состоялась в октябре 2017) спустя год после своего спасения, Уилл снова становится целью обитателей другого измерения. Охотиться за ним начинает демоническое существо – Истязатель разума, или Теневой монстр, которое делает мальчика шпионом потусторонних сил. Три группы главных героев, к которым присоединяются новые лица – девушка Макс (С. Синк) и её старший сводный брат Билли (Д. Монтгомери) – пытаются предотвратить разрушение Хоукинса и закрыть портал в потусторонний мир.
В 3-м сезоне (премьера состоялась в июле 2019) Уилл вновь ощущает сигналы из другого измерения через находящиеся в его доме магниты. Этим напоминаниям предшествует небольшой период затишья, во время которого Хоукинс переживает бум потребительской культуры, вызванный открытием торгового центра Starcourt. Его появление меняет главных героев сериала, а здание становится местом столкновения с созданиями из параллельного мира. После очередной победы Джойс с детьми и Оди, потерявшая во время сражения своего опекуна, шерифа Хоппера, решают покинуть город, чтобы начать новую жизнь. В 4-м сезоне (премьера состоялась в мае 2022) Хоппер возвращается из заточения в тюрьме на Камчатке и вместе с другими героями противостоит не только сверхъестественным существам, но и советским солдатам.
Значение
Сериал «Очень странные дела» обращается к ностальгии по американской популярной культуре 1980-х гг. посредством стилизации и других художественных приёмов. Братья Дафферы цитируют множество произведений 2-й половины 20 в. и используют медийные артефакты той эпохи. В сериале почти буквально воспроизводятся сцены из популярных блокбастеров тех лет, а актриса В. Райдер известна зрителям по многим культовым научно-фантастических фильмам. Визуально «Очень странные дела» имитируют не только эстетику 1980-х гг., но и технические приёмы, характерные для кинематографа того времени, например зернистость изображения за счёт использования старых моделей кинокамер.
В 3-й серии 1-го сезона Оди исследует пустой дом Майка, прячущего её от родителей и других жителей города. Она включает телевизор (один из ключевых медиумов описываемой эпохи) и обращение президента США Р. Рейгана в связи с событиями в Сирии, которое вскоре перебивается рекламой Coca-Cola. Этот момент вызывает у героини воспоминания о пребывании в правительственной лаборатории, а у зрителей – ощущение эмоциональной вовлечённости в сцену благодаря эффекту узнавания логотипа производителя классического напитка, телевидения как медиума и исторических событий, им транслируемых. На протяжении четырёх сезонов сериал при помощи стилизации последовательно демонстрирует, как консюмеризм конструирует коллективную память и идентичность зрителей.