«Шерлок» (сериал)
«Ше́рлок» («Sherlock»), британский детективный сериал шоураннеров С. Моффата и М. Гейтисса. Выходил на канале BBC One в 2010–2017 гг. Всего выпущено 4 сезона – в общей сложности 14 эпизодов, включая «нулевую» серию 4-го сезона (январь 2016). Произведён телекомпанией Hartswood Films. Сериал создан по мотивам произведений Артура Конана Дойла и представляет собой осовремененную версию приключений Шерлока Холмса (действие сериала разворачивается в 21 в.).
Игра с конан-дойловским «каноном» и его многочисленными экранизациями сочетается в сериале с верностью духу первоисточника, как его понимают создатели. По их мнению, именно нацеленность на современность является главным нервом историй о знаменитом сыщике (Tribe. 2014. P. 22–23). С. Моффат назвал А. К. Дойла изобретателем жанра телесериала (Tribe. 2014. P. 15).
С. Моффат и М. Гейтисс ставили своей задачей создать сериал о том, как раскрывается и эволюционирует характер главного героя (Шерлока) по мере развития сюжета. Поэтому сериал начинается со знакомства Холмса (Б. Камбербэтч) и Уотсона (Ватсона; актёр М. Фриман) – что непривычно для истории англоязычных адаптаций первоисточника – и на передний план выходят их взаимоотношения.
Уотсон играет роль «морального компаса» для Шерлока. Другой важный персонаж сериала – Джеймс Мориарти (Э. Скотт). Незримое присутствие Мориарти даёт о себе знать почти во всех расследованиях детектива, пока Мориарти и Шерлок не вступают друг с другом в интеллектуальную схватку в финальном эпизоде 1-го сезона («Большая игра», «The Great Game»). Радость, которую Шерлок испытывает от игры с равным ему противником, ужасает Уотсона аморальностью. Создатели сериала развивают мотив аморальности интеллекта, не уравновешиваемого эмоциями, эмпатией и потребностью в отношениях с другими людьми, до финала 4-го сезона сериала – «Последнее дело» («The Final Problem»), в котором раскрывается правда о младшей сестре Шерлока, гениальной и абсолютно хладнокровной Эвр (Ш. Брук). Образ Эвр, наряду с другими аллюзиями, отсылает к Ганнибалу Лектеру. Именно из книг Т. Харриса, по признанию Гейтисса, взята мнемоническая техника «чертогов разума», которой пользуется Шерлок (у Харриса, опиравшегося на книгу Ф. Йейтс «Искусство памяти», они называются «чертоги памяти») (20 Sherlock Series 3 Secrets from Mark Gatiss and Steven Moffat. An interview by Ali Plumb // Empire).
История создания
Ко времени возникновения у С. Моффата и М. Гейтисса замысла сериала оба были опытными работниками телеиндустрии. Моффат – сценарист сериалов «Джекилл» («Jekyll», 2007), «Мел» («Chalk», 1997), а также, с 2008 г. – шоураннер сериала «Доктор Кто» («Doctor Who», с 2005) перезапущенного Р. Т. Дейвисом в 2005 г. (Моффат ушёл из проекта в 2017 г., одновременно с выходом на экраны последнего сезона сериала «Шерлок»). М. Гейтисс с середины 1990-х гг. известен как соавтор и актёр проекта «Лига джентльменов» («The League of Gentlemen», 1999–2000, 2005, 2017), сыграл в сериалах «Доктор Кто», «Джекилл», «Пуаро Агаты Кристи» («Agatha Christie’s Poirot», 1989–2013), автор сценариев некоторых эпизодов сериала «Доктор Кто» (в сериале «Шерлок» он воплотил образ старшего брата детектива, Майкрофта).
Идея создания современного Шерлока Холмса была сразу одобрена на BBC. Первоначально предполагался стандартный формат британского телешоу – сезон из 6 эпизодов по 60 мин, и именно в таком формате была снята пилотная серия. Отсмотрев «пилот», представители BBC заказали С. Моффату и М. Гейтиссу 3 эпизода по 90 мин. По этой причине «пилот» был переснят: расширенный формат эпизода потребовал более кинематографического подхода. Шоураннеры пригласили поставить 1-й эпизод кинорежиссёра П. Макгигана.
На главные роли были утверждены малоизвестные на тот момент актёры. Б. Камбербэтч был запланирован на роль Шерлока с самого начала работы над сериалом. Э. Скотт, исполнитель роли Мориарти (задуманного молодым и привлекательным), до последнего должен был скрывать от коллег по театру своё участие в сериале. Эти роли стали для исполнителей прорывными. Камбербэтч благодаря сериалу стал звездой мирового уровня.
Визуальный язык и интертекстуальность
Визуальный язык сериала «Шерлок» изобрели и воплотили в реальность П. Макгиган и монтажёр Ч. Филлипс. Им нужно было сделать более зримым присутствие современного мегаполиса, Лондона (при этом съёмки велись в основном в Кардиффе, столице Уэльса), а также показать ход мышления Шерлока, погрузив зрителя во внутренний мир героя. Макгиган первым предложил не давать крупным планом экран мобильного телефона или компьютера с сообщениями, а писать текст прямо поверх кадра. Филлипс разработал технику стоп-кадров, смонтированных в движущееся изображение, и графическое изображение дедуктивного процесса, повторяющих движения объектов в кадре, причём весь процесс продуман на стадии монтажа, а не VFX.
Во 2-м сезоне мышление Шерлока показано как виртуальное пространство, накладывающееся на реальный ландшафт («Скандал в Белгравии», «A Scandal in Belgravia»); в 3-м сезоне зрителю демонстрируют устройство «чертогов разума»; во 2-м эпизоде 4-го сезона («Лгущий детектив», «The Lying Detective») монтаж (Я. Майлз, «Эмми» за «Его последний обет», 3-й эпизод 3-го сезона) показывает мыслительные процессы детектива, переживающего опьянение. В «викторианской» серии, «Безобразная невеста» («The Abominable Bride», режиссёр Д. Маккиннон), перемешаны два пласта реальности – современной нам и современной Конану Дойлу.
С. Моффат и М. Гейтисс перевели Конана Дойла на язык современных реалий. Так, биограф (Уотсон) стал блогером, телеграммы – СМС-сообщениями, «задача на три трубки» – задачей на три никотиновых пластыря, кэбы – лондонским такси. Создатели задумали сериал, рассчитанный на знание зрителями первоисточника, и потому вселенная «Шерлока» основана на языковых играх и смысловых сдвигах. Шоураннеры переиначили конан-дойловские названия – «The Empty House» («Пустой дом») становится «The Empty Hearse» («Пустой катафалк»), «His Last Bow» («Его прощальный поклон») – «His Last Vow» («Его прощальный обет») и т. п. Рейхенбахский водопад превращается в подставное имя Мориарти – Ричард Брук (англ. brook – ручей), а гибель в водопаде (англ. fall) оборачивается падением (fall) с крыши госпиталя Святого Варфоломея (Бартса).
В сериале присутствуют визуальные отсылки к знаменитым классическим иллюстрациям С. Пэджита (серия «Безобразная невеста») и большие цитаты из любимых киноадаптаций шоураннеров: американских фильмов с британскими актёрами Б. Ратбоном (Холмс) и Н. Брюсом (Уотсон) (1939–1946), где также был использован приём осовременивания, британского телесериала с Дж. Бреттом (1984–1994) и наиболее повлиявшего на создателей, по их признанию, фильма Б. Уайлдера «Частная жизнь Шерлока Холмса» («The Private Life of Sherlock Holmes», 1970). Из последнего позаимствован образ Майкрофта Холмса – стройного (в отличие от канона) и всемогущего руководителя британских спецслужб. Кроме того, на этом фильме основана фабула эпизода «Скандал в Белгравии»: Шерлок случайно срывает брату секретную операцию; прототипом Ирен Адлер стала шпионка из фильма Уайлдера и т. д.
Шоураннеры поддразнивали зрителя ребусами. Так, между «гибелью» Шерлока в финале 2-го сезона и его «воскресением» в начале 3-го проходят реальные 2 года (почти столько же, сколько длится «Великий пробел», или «Великое зияние», в каноне). Два года зрители находились в напряжении, рассуждая, как герою удалось выжить; создатели тем временем отслеживали отклики аудитории, после чего вставили в следующий сезон 3 фанатские версии произошедшего. Таким образом, зритель стал соучастником (зрительские версии действительно использовались как материал для шоу) и даже героем: собирательный образ фанатов-зрителей воплощён в персонаже шоу – судмедэксперте Андерсоне.