Принципы истории психологии
При́нципы исто́рии психоло́гии (принципы историко-психологического исследования), совокупность теоретико-методологических требований к проведению исследований в области истории психологии.
Важнейшим из них является принцип историзма. Он требует целостного рассмотрения того или иного отрезка прошлого во всей уникальности и полноте его конкретного содержания в системе соответствующих социокультурных условий, как детерминированного современной ему ситуацией в науке и опирающегося на предшествующие научные достижения. Это позволяет показать неповторимость и уникальность исследуемого явления. Принцип историзма требует бережного отношения к прошлому; так, А. Ф. Лосев дал следующую характеристику историзма у В. С. Соловьёва: «понятийная философия всегда отличалась у Вл. Соловьёва весьма напряжённым историзмом, при котором ни одна философская теория не отбрасывалась без разбору в качестве какого-то исторического хлама, а, наоборот, всякое философское направление получало у него своё законное место, хотя, кажется, одностороннее. Даже нигилизм Шопенгауэра, даже позитивизм Конта, Спенсера или Милля, даже вульгарный материализм — всё это имело у Вл. Соловьёва смысл для своего времени, всё это было результатом исторической необходимости, и всё это органически входило в общечеловеческий прогресс мысли и жизни» (Лосев. 1994. С. 176).
В соответствии с принципом историзма производится и оценка прошлого. Она должна выявлять то новое, что несёт рассматриваемое знание по сравнению с предшествующим периодом и одновременно раскрывать неизбежную ограниченность любого этапа развития науки в сравнении с более поздними. Именно так оценивали своих предшественников выдающиеся деятели науки, например И. П. Павлов – учение Гиппократа о темпераментах или понятие о рефлексе у Р. Декарта (Павлов. 1973. С. 322, 384).
Нарушениями принципа историзма в понимании прошлого являются презентизм и антикваризм.
Презентизм ограничивает историческое исследование лишь тем, что обладает значимостью для настоящего этапа развития науки, и вместо изучения развития науки во всей полноте ориентируется на выделение лишь тех фрагментов его содержания, которые соответствуют современным взглядам или выступали их прямыми предпосылками. Подобный подход может быть правомерен для решения определённых исследовательских задач, однако он непригоден для воссоздания истории науки в целом, поскольку приводит к модернизации (т. е. искажению) исторического процесса.
Антикваризм – в известной мере противоположная позиция, при которой фрагменты прошлого рассматриваются сами по себе, как нечто самоценное, безотносительно к общему ходу развития оказываются застывшими, окаменевшими. Такая «чистая история» превращается в простую хронологическую регистрацию последовательности событий, утрачивает связь с современным состоянием науки, её актуальными проблемами и динамикой развития.
История психологии опирается также на общенаучные принципы системности (реализуется в требовании рассмотрения исторических феноменов в контексте, с учётом всего многообразия их связей), детерминизма (исторические феномены рассматриваются как обусловленные предметно-логическими, социокультурными и личностными факторами).