Периодизация исторического развития психологии
Периодиза́ция истори́ческого разви́тия психоло́гии, выделение в целостном процессе исторического развития психологического знания различных периодов (этапов, стадий), характеризующихся специфическим содержанием представлений о предмете, методах, задачах, основных проблемах психологического познания.
Общепринятой периодизации истории психологии не существует; не имеет универсального решения и вопрос о её начале. Одно из важнейших событий в истории психологии – создание первой в мире лаборатории экспериментальной психологии (В. Вундт, Лейпцигский университет) – относится к 1879 г. Эта дата часто рассматривается как дата основания научной психологии или дата выделения психологии из философии и её оформления в самостоятельную экспериментальную дисциплину. Соответственно, многие авторы начинают историю психологии с этой даты, а всё предшествующее развитие психологического знания в рамках философии (как учения о душе, затем о сознании), медицины и других наук рассматривают как её предысторию. Именно этот взгляд выражен в известном высказывании Г. Эббингауза: «Психология имеет длинное прошлое, но краткую историю» (Эббингауз. 1911. С. 9). Иногда период развития психологического знания, предшествовавший формированию экспериментальной психологии, характеризуется как «донаучный» (Фёдоров. 2005), однако такая характеристика едва ли может считаться бесспорной. Чаще и более корректно он именуется «философским» и рассматривается как первый из двух основных периодов развития психологии.
В основание более дробной периодизации исторического развития психологии могут быть положены периоды гражданской истории (так, говорят о психологии Античности, Средневековья, 18 в., 1920-х гг., периода Великой Отечественной войны и т. п.), динамика развития психологических научных школ (по этому основанию выделяют период открытого кризиса психологии начала 20 в., период возникновения современных школ психологии в 1950–1960). В историко-психологических исследованиях А. Н. Ждан в качестве основания для периодизации исторического развития психологии используется смена взглядов на природу психического, методов и проблем его изучения (Ждан. 2020). Периодизация отечественной (советской, российской) психологии обычно рассматривается отдельно от мировой.
Построение содержательной периодизации истории психологии, основанной на едином критерии, затрудняется тем обстоятельством, что психология на протяжении всей своей истории существовала в виде множества школ и направлений, которые развивались гетерохронно и относительно независимо друг от друга. Г. Олпорт (Олпорт. 2002. С. 168), описывая разнообразие психологических подходов, остроумно заметил, что, по-видимому, психологов роднит только преданность своей профессии. Поэтому любая универсальная периодизация истории психологии оказывается достаточно условной, и на практике большинство предлагаемых периодизаций опираются на смешанные критерии. Наиболее типично выделение следующих периодов:
Период | Временные рамки | |
Развитие психологического знания в рамках философии, медицины и других наук | 6 в. до н. э. – 17 в. | |
17–19 вв. | ||
Развитие психологии в качестве самостоятельной науки | Формирование экспериментальной психологии сознания | 1879 г. – первые десятилетия 20 в. |
Открытый кризис психологии. Формирование основных психологических школ 1-й половины 20 в. (бихевиоризм, психоанализ и др.) | 1910–1930 гг. | |
Эволюция научных школ периода открытого кризиса | 1930–1950 гг. | |
Формирование ведущих психологических школ 2-й половины 20 в. (гуманистическая психология, когнитивная психология и др.) | 1950–1960 гг. | |
Современная психология | с 1970-х гг. |