Будилова Елена Александровна
Буди́лова Еле́на Алекса́ндровна (12.3.1909, Москва – 4.8.1991, там же), советский психолог, библиограф, журналист, специалист в области истории, теории, методологии психологии, доктор психологических наук (1973), профессор-консультант Института психологии АН СССР.
Е. А. Будилова принадлежит к роду литераторов и художников Нюренбергов, выходцев из г. Бердичев, но в отрочестве взяла фамилию матери. Окончив в Москве среднюю школу, она в 1926 г. поступила на этнологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, где в 1930 г. получила диплом по специальности «этнограф». В 1928–1941 гг. сотрудничала как литературный редактор с атеистическими изданиями: журналом «Антирелигиозник» и газетой «Безбожник». В эвакуации в 1942–1943 гг. была референтом в системе Гипроредмета в Свердловской области. В 1943–1947 гг. работала редактором отдела агитации и пропаганды Всесоюзного радиокомитета.
После учёбы в 1947–1950 гг. в аспирантуре сектора философских проблем психологии Института философии АН СССР (ИФ АН СССР) Е. А. Будилова не отреклась от научного руководства в то время опального профессора МГУ С. Л. Рубинштейна и защитила диссертацию «Проблемы ощущения и мышления в трудах И. М. Сеченова» (спроектированную С. Л. Рубинштейном как часть программы по изучению разработанных русскими физиологами естественно-научных основ психологии), получив степень кандидата философских наук (по психологии). В 1950–1956 гг. по распределению из ИФ АН СССР работала главным библиографом научно-методического отдела Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. Здесь в своей профессиональной деятельности она ориентировалась на разработанную С. Л. Рубинштейном концепцию марксистской методологии научной библиографии, консультировалась с ним (разумеется, в неофициальном порядке), в том числе в связи с анализом и изданием психофизиологических трудов И. М. Сеченова и И. П. Павлова (Будилова. 1954; Будилова. 1954). Параллельно она публиковала научные статьи по вопросам истории психологии (в журналах «Библиотекарь», «Вопросы психологии», «Вопросы философии», «Новый мир», «Партийная жизнь») и готовила методические и библиографические пособия, публикуемые библиотекой имени В. И. Ленина и Госкультпросветом.
После восстановления в период «оттепели» С. Л. Рубинштейна в должности заведующего сектором философских проблем психологии ИФ АН СССР, Е. А. Будилова работала там в 1956–1971 гг. научным сотрудником. Здесь она издала цикл статей и книг по истории зарубежного и отечественного человекознания, которые реализовывали две разработанные С. Л. Рубинштейном стратегии развития сектора: 1) анализ и ассимиляцию зарубежного опыта теоретико-экспериментального исследования мышления (Будилова. Вопросы мышления ... 1966; Будилова. Развитие теоретических принципов ... 1966) и 2) анализ истории русской науки и обобщение её достижений как теоретической базы для проектирования дальнейшего развития отечественной психологии. В рамках реализации второй из этих стратегий Е. А. Будилова изучила роль взаимодействия материализма и идеализма в становлении русской психологии (Будилова. 1960). Дальнейшее углубление исследований этой проблематики привело её к подготовке в ИФ АН СССР докторской диссертации (1972) по изучению философских основ советской психологии. Обобщив материалы диссертации, Е. А. Будилова опубликовала первую после трудов Г. И. Челпанова и Г. Г. Шпета середины 1920-х гг. монографию, посвящённую теоретико-методологическому анализу опыта изучения философских проблем психологии в русской науке (Будилова. 1972).
После создания Института психологии АН СССР (ИП АН СССР) в 1972–1991 гг. работала в нём старшим научным сотрудником, затем профессором-консультантом, продолжая изучение истории российской и советской психологии, занимаясь проблемами её периодизации и методологии. Ею были сформулированы методологические принципы теоретических и историко-научных исследований ключевых проблем психологического познания: ощущения, мышления, личности, сознания, деятельности, общения, социальных отношений. В связи с возрождением в СССР научного интереса к социологической проблематике, Е. А. Будилова впервые обобщила опыт социально-психологической мысли в русской науке 19–20 вв. (Будилова. 1983). Это способствовало разработке теоретико-методологических основ советской социальной психологии, особенно учёными ИП АН СССР. Здесь Е. А. Будилова воспитала научную школу историков и методологов психологии во главе с В. А. Кольцовой, под руководством которой продолжил развиваться теоретико-методологический подход Е. А. Будиловой к исследованию истории психологии. По инициативе В. А. Кольцовой были переизданы историко-психологические труды Е. А. Будиловой (Будилова. 2009; Будилова. 2019).
Сын Е. А. Будиловой – лингвист, академик РАН М. Л. Гаспаров.