Петровский Артур Владимирович
Петро́вский Арту́р Влади́мирович (14.5.1924, Севастополь, РСФСР – 2.12.2006, Москва), советский и российский психолог и педагог, специалист в области истории и теории психологии, социальной и возрастной психологии, педагогики развития и воспитания личности, доктор педагогических наук (по психологии), профессор, академик РАО, организатор психолого-педагогической науки и среднего и высшего образования, академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии Академии педагогических наук РСФСР (1968–1976) и РАО (1997–1999), первый президент РАО (1992–1997), заслуженный деятель науки РФ (1994).
В 1941 г. А. В. Петровский, не окончив школы, после 9-го класса добровольцем ушёл на фронт, участвовал в боях, получил ряд государственных наград. Демобилизовавшись по состоянию здоровья, работал на военном заводе, учился в ремесленном училище и экстерном окончил школу рабочей молодёжи. В 1943 г. был принят на факультет русского языка и литературы Чкаловского государственного педагогического института (ныне Оренбургский государственный педагогический университет). В 1947 г. окончил по специальности «русский язык и литература» филологический факультет Московского городского педагогического института имени В. П. Потёмкина (МГПИ), в котором, как бывший фронтовик, был секретарем комитета комсомола. В 1947–1950 гг. учился в аспирантуре на кафедре психологии МГПИ, где в 1950 г. защитил под руководством доцента Г. А. Фортунатова (бывшего в начале 1930-х гг. профессором педологии) кандидатскую диссертацию по педагогике «Психологические воззрения А. Н. Радищева». На рубеже 1940–1950-х гг. А. В. Петровский опубликовал в журнале «Вопросы философии» цикл статей о психолого-педагогических аспектах мировоззрения дореволюционных публицистов (А. Н. Радищев, Д. С. Аничков и др.) и в 1950 г. совместно с Г. А. Фортунатовым – учебное пособие по психологии для старшеклассников. В 1950–1952 гг. был преподавателем психологии и педагогики в Вологодском пединституте, в 1952–1956 гг. – доцентом в МГПИ. В 1956–1957 гг. командирован в Китайскую народную республику, где преподавал в Пекинском пединституте и читал лекции преподавателям других педагогических вузов Китая. В это время выходит учебник для педвузов «Психология», написанный совместно с Г. А. Фортунатовым и изданный в 1956, 1957, 1958 гг. Вернувшись из Китая в 1957 г., Петровский преподавал на кафедре психологии МГПИ. После его слияния в 1960 г. с Московским государственным педагогическим институтом имени В. И. Ленина (ныне Московский педагогический государственный университет) доцент кафедры психологии; в 1965 г. защитил докторскую диссертацию «Пути формирования основ советской психологии», по материалам которой в 1967 г. опубликовал книгу «История советской психологии. Формирование основ психологической науки». В этой работе Петровский впервые в советской науке дает объективный историко-научный анализ становления советской психологии, в том числе пересматривает утвердившиеся в советской психологической историографии критические позиции в отношении таких её направлений, как рефлексология, реактология, педология и психотехника.
С 1966 по 1971 гг. Петровский заведовал кафедрой психологии МГПИ имени В. И. Ленина, где начал исследования развития личности в педагогическом и социальном контексте. Под его редакцией вышел учебник «Общая психология» для педагогических вузов (1970, 1976, 1986), а также учебники «Возрастная и педагогическая психология» (1973), «Основы педагогики и психологии высшей школы» (1986), «Введение в психологию» (1995), «Психология» (1998) и др.
С 1968 г. А. В. Петровский – член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, в 1968–1976 гг. – академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии АПН, с 1971 г. – академик АПН СССР и в 1976–1979 гг. – её вице-президент. В 1972–1973 гг. он был членом Международной комиссии ЮНЕСКО по развитию образования и соавтором коллективной монографии «Learning to be» (1972), которая была издана в 40 странах (за исключением СССР).
С 1972 г. А. В. Петровский работал в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне Психологический институт РАО), где до 1991 г. заведовал организованной им лабораторией психологии личности. Параллельно в 1978–1987 гг. он руководил кафедрой психологии, педагогики и методики преподавания в высшей школе на факультете повышения квалификации МГУ имени М. В. Ломоносова. В 1988–1989 гг. А. В. Петровский – в качестве члена оргбюро Временного научно-исследовательского коллектива «Школа» – по заданию Госкомитета по образованию СССР руководил разработкой стратегической концепции «Нового педагогического мышления». Её издание в качестве сборника статей (1989) стало научно-методической основой для реформирования системы образования в период перестройки. В новом социокультурном контексте А. В. Петровский предпринял рефлексию развития советского человекознания в научно-публицистических работах «Непрочитанные страницы истории психологии: 30-е годы» (1988), «Откровенно говоря» (1997), «Записки психолога» (2001), «Психология и время» (2007) и др.
В 1991 г. Правительством РФ А. В. Петровский был назначен президентом-организатором вновь созданной РАО, а в 1992 г. избран первым в истории России президентом РАО. В 1992–1998 гг. член коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ и член Президиума ВАК РФ по присуждению учёных степеней. В 1997–1999 гг. академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО, в 1999–2002 гг. заведовал лабораторией теории и истории психологии ПИ РАО, с 1999 г. консультант психолого-педагогического факультета Университета РАО.
А. В. Петровский был членом редколлегий журналов «Вопросы психологии», «Вестник МГУ. Серия 14. Психология» и др., а также «Российской педагогической энциклопедии» (1993; 1999), совместно с М. Г. Ярошевским – редактором ряда психологических словарей (1985; 1990).
В 1999 г. А. В. Петровский организовал лабораторию истории и теории психологии в ПИ РАО, где под его руководством совместно с Л. А. Карпенко был подготовлен «Психологический лексикон. Энциклопедический словарь» (2005–2007). В ПИ РАО А. В. Петровский с сотрудниками изучал теоретические и прикладные проблемы развития активности личности и группы, их социализации и руководства коллективом в контексте общей, возрастной, социальной и педагогической психологии. На базе руководимой им до 2002 г. лаборатории и её региональных филиалов А. В. Петровский создал научную школу социально-педагогической психологии развития личности и группы (Р. С. Вайсман, Л. А. Карпенко, М. Ю. Кондратьев, И. Б. Котова, В. А. Петровский, В. В. Шпалинский, Е. В. Щедрина, М. П. Щетинин и др.). Под его научным руководством защищено свыше 60 кандидатских и ряд докторских диссертаций.
В 1990-х гг. А. В. Петровский совместно с М. Г. Ярошевским разработал концепцию теоретической психологии (1996; 1998). В 1997 г. им совместно была присуждена премия Правительства РФ в области образования за научно-практическую разработку «Четырехуровневой системы психологического образования в высших учебных заведениях».
Большой общественный резонанс имела просветительская публицистика А. В. Петровского, раскрывающая для широкого круга читателей практически значимые достижения современной психологии и педагогики (1976, 1988, 1994 и др.), а также его экспертная деятельность на телевидении и в кино как консультанта 14 документальных фильмов и художественного фильма «Чучело» (1983, режиссёр Р. А. Быков).