Китано Такэси
Кита́но Такэ́си (Китано Такеси; Китано Такеши; Китано Такэши) (北野武) (род. 18.1.1947, район Адати, Токио), японский актёр, режиссёр, сценарист, комик, телеведущий. Везде, кроме собственных фильмов, использует псевдоним Бит Такэси (Beat Takeshi). Один из самых известных на Западе японских режиссёров. Японским зрителям он больше знаком по работе на телевидении. Считается последователем классика японского кинематографа Куросавы Акиры. Помимо работы в кино и на телевидении Китано публикует книги, пишет картины, ведёт программы на радио и озвучивает компьютерные игры.
Начало карьеры
Родился в семье маляра. В 19 лет поступил на инженерную специальность в Университет Мэйдзи. Бросив учёбу, он несколько лет проработал в сфере услуг – официантом, грузчиком, таксистом. В 1972 г. стал охранником в одном из клубов богемного района Токио – Асакуса, там же впервые попробовал себя в роли комика. Начал учиться комедии у актёра и комика Фуками Сэндзабуро (1923–1983). Вместе с Фуками стал выступать в традиционном для японской сцены формате «мандзай» – комедийного дуэта, когда один участник высмеивает другого. Шутки Китано и Фуками писали вместе. Дуэт просуществовал недолго, так как публика прохладно принимала выступления.
С новым партнёром Канэко Ниро Китано продолжил выступать в формате дуэта, но всю программу писал сам. Дуэт назывался «Два бита» (The Two Beats). Отсюда псевдоним Бит Такэси. Содержание номеров изменилось: один участник сыпал провокативными, неприличными репликами, второй их намеренно не понимал. Новый формат пользовался большим успехом по всей стране: комики давали представления в крупных концертных залах и на стадионах, а к середине 1970-х гг. The Two Beats выступали на канале крупнейшей в Японии телевизионной сети NHK.
Участие в проектах на телевидении и в кино
Дуэт распался к началу 1980-х гг. Китано продолжил строить карьеру на телевидении. Он открыл несколько телевизионных программ, среди них первую сольную радиопрограмму All Night Nippon (オールナイトニッポン). Китано оттачивал комедийный стиль, используя неприличные, шокирующие, провоцирующие общественность сюжеты. Со второй половины 1980-х гг. Китано начал вести реалити-шоу, которые продолжали выходить до конца 1990-х гг. Некоторые комические, политические, спортивные и другие программы на японском телевидении Китано ведёт и ныне.
Впервые в кино Китано снялся в эпизодической роли в независимом фильме «Иди, иди вечная девственница» (ゆけゆけ二度目の処女, 1969, режиссёр Вакамацу Кодзи). В начале 1980-х гг. Китано расширил амплуа, сыграв в военной драме «Счастливого рождества, мистер Лоуренс» (戦場のメリークリスマス, 1982) режиссёра японской Новой волны Осима Нагиса (1932–2013). В 1983 г. фильм был номинирован на Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале. Другой фильм Осима «Табу» (御法度), в котором Китано также сыграл одну из главных ролей, вышел в прокат в 1999 г. С роли сержанта императорской армии Хара, пытавшегося понять мировоззрение военнопленных в японском лагере на Яве во время Второй мировой войны, в карьере Китано-актёра началась череда отрицательных ролей. Он много снимался в драмах, играя преступников.
Режиссёрская карьера
Благодаря роли в фильме про полицейских Китано получил свой первый режиссёрский опыт. Комедия «Жестокий полицейский» (その男、凶暴につき, 1989), которую изначально должен был снять классик жанрового японского кино Фукасаку Киндзи (1930–2003), оказалась без режиссёра. Китано предложили занять его место. В итоге, переписав сценарий, он снял фильм и сыграл в нём главную роль. Картина была успешна в прокате, и в дальнейшем новое амплуа малоэмоционального, меланхоличного, но жестокого персонажа с трагической судьбой Китано использовал в других работах.
За «Жестоким полицейским» последовали другие фильмы Китано-режиссёра. В 1990 г. в прокат вышел фильм «Точка кипения» (3-4 Х 10 月), в 1991 г. – «Сцены у моря» (あの夏、いちばん静かな海). Среди них наиболее известна криминальная драма «Сонатина» (ソナチネ, 1993), в центре которой конфликт между кланами якудза.
В качестве радикального эксперимента по сведению комического и драматического в 1994 г. Китано начал снимать фильм «Снял кого-нибудь?» (みんな~やってるか!). В этой ленте Китано произвёл попытку языком кино выразить доведённые до абсурда гэги из телевизионных комедийных передач, откровенные шутки, нереалистичные сцены драки, погони, взрывов. Фильм был негативно воспринят как критиками, так и публикой.
В августе 1994 г. Китано попал в аварию, взрезавшись на мотоцикле в стену. Он выжил, но правую половину его лица парализовало. Эту физическую особенность актёр использовал для придания выразительности своим персонажам на экране. Восстановившись после аварии, Китано продолжил активную работу. Кроме прочего, он занялся живописью. Изобразительные работы Китано можно увидеть в его фильме «Фейерверк» (花-火, 1997), по сюжету их создавал парализованный после ранения на службе бывший полицейский по имени Хориби. «Фейерверк» стал триумфом Китано-режиссёра, получив множество домашних и международных наград, главные из которых – приз «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля 1997 г., приз за лучший иностранный фильм Европейского кинофестиваля, номинация на премию «Сезар» за лучший иностранный фильм 1998 г. Только после успеха «Фейерверка» Китано удалось избавиться от закрепившегося за ним амплуа комика, на родине стали серьёзно воспринимать его режиссёрский и драматический потенциал. Также благодаря «Фейерверку» Китано как режиссёра узнали на Западе.
В начале 2000-х гг. Китано выпустил другие известные картины: «Кикудзиро» (菊次郎の夏, 1999), «Брат якудза» (BROTHER, 2000), «Куклы» (ドールズ, 2002), «Затойчи» (座頭市, 2003). Также он продолжил актёрскую карьеру, снявшись в дилогии «Королевская битва» (バトル・ロワイアル, 2000) и «Королевская битва 2» (バトル・ロワイアルII 鎮魂歌, 2003).
В 2005 г. в прокат вышла следующая картина – «Такэсиз» (TAKESHI’S, 2005). Режиссёр сыграл в ней двух персонажей, истории которых отсылают к деталям его биографии. Одного из них, известного актёра криминальных сериалов, зовут Бит Такэси, второго, продавца в магазине, – мистер Китано. Фильм автобиографичен, через образы Бита Такэси и мистера Китано режиссёр проблематизировал переживания относительно своего публичного статуса.
Следующие несколько лет Китано преподавал в Токийском университете искусств. В 2010 г. он организовал медиавыставку своих картин в Фонде современного искусства Картье (Fondation Cartier pour l'art contemporain) в Париже. Он продолжил выпускать фильмы о якудза и участвовать в проектах других режиссёров. Трилогия «Беспредел» (アウトレイジ, 2010), «Полный беспредел» (アウトレイジ ビヨンド, 2012) и «Последний беспредел» (アウトレイジ 最終章, 2017) получила положительные оценки критиков и была успешна в прокате.
Осенью 2020 г. стриминговый сервис Netflix анонсировал производство биографического фильма «Парень из Асакусы» (Asakusa Kid) о начале карьеры Китано в комедии. Фильм основан на автобиографии Китано «Парень из Асакусы».
Фильмы Китано успешны в российском прокате и тепло принимаются критикой. Так, за фильм «Фейерверк» Гильдия киноведов и кинокритиков России в 1999 г. удостоила его награды как лучшего иностранного актёра. Кроме того, в 2008 г. на Московском международном кинофестивале Китано был вручён специальный приз «За выдающийся вклад в мировой кинематограф».
Стиль и основные темы творчества
Ранние фильмы Китано-режиссёра наполнены жестокостью и насилием. Герои криминальных фильмов Китано нередко садисты, а сцены избиений, драк, перестрелок становятся испытаниями, в которых закаляется характер персонажей. Мир, который создаёт Китано, обычно беспощадный или равнодушный. Бессердечность и тягу к насилию даже среди подростков и детей Китано показывает в фильме «Жестокий полицейский». Его герой, детектив Адзума, противостоит этому миру, прибегая порой к незаконным методам.
У героев Китано чувство справедливости часто сопровождается насилием. Насилие для персонажей Китано – способ наказать зло в недружелюбном и несправедливом мире, где преступления нередко оказываются безнаказанными, а преступники скрываются от закона. Противостояние добра и зла – основные мотивы, с помощью которых Китано исследует социальные и межличностные проблемы в своих фильмах. Он не любит морализм, его герои имеют собственные убеждения, часто противоречащие идее общественного блага. Именно поэтому большой популярностью пользуются фильмы Китано про якудза: он показывает их жестокими, отрицательными персонажами, но при этом поэтизирует их, наделяет персонажей-преступников твёрдыми принципами. Эти герои изображены в «Куклах», «Сонатине» и др.
Детектива Адзума в «Жестоком полицейском» окружают преступники, а также его слабые и безвольные коллеги, и единственным положительным персонажем становится психически нездоровая сестра детектива, которую он опекает. Из-за болезни она беззащитна, и забота о ней предстаёт важнейшей частью жизни героя. Забота о больном близком человеке стала важным мотивом кинематографического творчества Китано. В «Фейерверке» герой Ниси ухаживает за своей смертельно больной женой. Задолжав якудза, он идёт на преступления. В конце фильма, преследуемый полицией и якудза, герой с женой отправляется в путешествие к морю. Комичные моменты, которыми наполнена их поездка, на фоне преследования и болезни жены становятся трагическими деталями: зрителям известно, что это путешествие окажется для героев последним. Посредством бытового юмора Китано подчёркивает драматичность сюжета, сочетая трагедию и комедию. Оба мотива составляют узнаваемый почерк режиссёра и делают его фильмы экспрессивными.
Тема семейных взаимоотношений и конфликтов проходит через многие картины Китано. В фильме «Кикудзиро», название которого отсылает к Китано Кикудзиро, отцу режиссёра, в трагикомической форме рассказывается о семейной драме. Мать главного героя, Кикудзиро, бросила своего ребёнка, его отец в фильме не присутствует. Мальчик живёт с бабушкой, но однажды решается отправиться на поиски матери. Кикудзиро оказывается неприкаянным в мире, он одинок, и персонаж Китано – муж бабушкиной соседки, не может заменить мальчику отца. Проблема конфликта родителей и детей, согласно Китано, состоит не в отсутствии взаимопонимания между поколениями, а в сложности характеров и обстоятельств, которые не позволяют одиноким, разобщённым героям почувствовать себя семьёй.