Электронное правительство
Электро́нное прави́тельство (англ. e-government – электронное правительство), концепция информационного и электронного развития каналов взаимодействия между гражданами и органами исполнительной власти на государственном, региональном и местном уровнях. Целью развития электронного правительства является минимизация физического взаимодействия правительственных служащих и граждан, что должно приводить к экономии времени обоими участниками, повышению скорости оказания государственных услуг и их эффективности. При традиционном правительственном документообороте граждане в случае обращения в государственные учреждения за документами могут ожидать их продолжительнее время; электронное правительство позволяет в более короткие сроки получать тот же результат. Развитию концепции электронного правительства способствовало появление Интернета, которое к концу 20 в. привело к возникновению первых информационных каналов взаимодействия с гражданами. Государство в лице электронного правительства становится «единым окном», в которое обращаются граждане. Электронное правительство также называют e-government, Electronic Governance, электронной инфраструктурой, цифровым правительством, онлайн-правительством и универсальным правительством.
Общей концепции электронного правительства не существует. Каждое государство, начавшее воплощать на практике данную инициативу, понимает по-разному её внутреннюю структуру и функциональное наполнение. С одной стороны, под электронным правительством можно понимать любое правительство, использующее Интернет в своей работе для облегчения документооборота, с другой – только то правительство, которое применяет информационные технологии в интересах граждан. Выделяют 2 формы электронного правительства: внутреннее электронное правительство, которое использует информационные технологии для более быстрого взаимодействия между органами государственной власти, и внешнее электронное правительство, целью которого является минимизация физического контакта граждан и государственных органов по тем вопросам, которые можно перевести в электронный формат. На развитие электронного правительства повлияли идеи открытости власти и прозрачности (transparency) процедур принятия политических решений. Это привело к появлению доступности государственных услуг, например по получению справок, выдаваемых государственными учреждениями, в любой точке планеты при условии доступности Интернета. Концепция электронного правительства способствует развитию другой идеи – идеи сервисного государства, т. е. государства, которое предоставляет гражданам государственные услуги по упрощённой процедуре за счёт внедрения автоматизированной и унифицированной процедуры предоставления услуг.
Концепция электронного правительства в 1970-е гг. развивалась в русле идеи «информационных технологий в правительстве» («IT in government»). Сам «термин e-government («электронное правительство»), так же как термин e-commerce («электронная коммерция»), появился в результате интернет-бума» (Grönlund. 2005. P. 714), случившегося во 2-й половине 1990-х гг. Практически сразу после этого администрация Билла Клинтона обратила внимание на возможность изменить процедуру предоставления государственных услуг гражданам. Также развитие Интернета привело к появлению концепции электронной демократии. Для развития электронного правительства важно «непосредственное участие граждан в деятельности системы государственного управления» (Нисневич. 2004. С. 158), чтобы механизмы предоставления государственных услуг и процедуры принятия решений государственной властью разных уровней оставались открытыми и прозрачными для граждан.
Стадии внедрения электронного правительства
Согласно модели К. Лейн и Ли Джон У, для внедрения инструментария электронного правительства в работу государственных учреждений требуется пройти 4 фазы – каталогизацию, предоставление онлайн-услуг, вертикальную и горизонтальную интеграцию. Так, фаза каталогизации означает создание сайтов государственных учреждений, наполненных актуальной информацией: «...граждане получают возможность просматривать информацию, а так же скачивать необходимые документы» (Павловская. 2016. С. 14). На 2-й фазе – предоставления онлайн-услуг – сайты государственных учреждений не просто содержат информацию, но начинают предоставлять минимальный спектр государственных услуг, которые можно получить без физического посещения соответствующих органов. Вертикальная интеграция означает электронное взаимодействие государственных органов разного уровня, например налоговой службы национального уровня с собственным районным отделением. Горизонтальная интеграция предполагает электронный документооборот между разными государственными учреждениями – к примеру, между министерством внутренних дел и городским департаментом, отвечающим за образовательные учреждения.
Европейская комиссия выделяет 5 стадий внедрения электронного правительства. Первой является информационная стадия, которая предполагает, что 20 % государственных учреждений имеют сайты, на которых граждане могут обнаружить актуальную информацию и скачать нормативно-правовые акты. За ней идёт интерактивная односторонняя стадия, для которой уже характерно присутствие в Интернете 40 % всех государственных учреждений, а государственные услуги начинают предоставляться в одностороннем порядке – граждане могут с сайта скачать бланки заявлений, но отправить их государственному учреждению через сайт или по электронной почте невозможно. На 3-й стадии электронное правительство становится уже интерактивным двухсторонним: 60 % государственных учреждений предоставляют информацию в Интернете, граждане могут вести переписку с ними посредством электронной почты либо «оставлять комментарии на сайтах» (Павловская. 2016. С. 15). Когда развитие электронного правительства достигает транзакционной стадии, то 80 % государственных учреждений предоставляют информацию на собственных сайтах, а получить государственную услугу можно уже в электронном формате, запросив получение какого-либо документа или предоставляя через соответствующий сервис информацию, например по доходу для налоговой службы. Последний этап называется проактивным и означает присутствие в Интернете всех государственных учреждений. Отношения между государством и гражданами трансформируются из предоставления государственных услуг к формату совместного «принятия решений и двухстороннему диалогу» (Павловская. 2016. С. 15).
Модель внедрения электронного правительства Европейской комиссии имеет конечной целью развитие электронной демократии через привлечение отдельных граждан к предоставлению государственных услуг и внедрению электронной модели демократии с элементами партисипации. В таком случае можно говорить о развитии концепции e-citizen (электронный гражданин), которая без электронного правительства не может быть полноценно воплощена. Совмещение идей электронной и партисипативной демократии приведёт к повышению осведомлённости граждан о деятельности правительственных структур различных уровней; обеспечению доступности информации; обеспечению участия граждан в деятельности правительства и администрации; непосредственной поддержке демократических процессов (Ивойлова. 2008).
Одной из первых стран, полноценно воплотивших эту идею на практике, была Эстония.
Электронное правительство в России
Идея создания электронного правительства в России была впервые закреплена в государственной правительственной программе «Информационное общество (2011–2020)», предполагавшее создание единого электронного сервиса, который бы предоставлял гражданам государственные услуги. В начале 2009 г. президент России Дмитрий Медведев отметил, что в России не сформировалось электронное правительство. К концу 2009 г. председатель правительства Владимир Путин утвердил план, согласно которому органы исполнительной власти должны начать поэтапный переход к предоставлению государственных услуг в электронном формате.
В 2012 г. было объявлено о создании «Открытого правительства», которое должно было стать площадкой для взаимодействия государства, гражданского общества и граждан. «Открытое правительство» должно было предлагать Правительству России решения, прошедшие публичные обсуждения. Также через «Открытое правительство» россияне получили право собирать подписи под общественными инициативами, чтобы они были рассмотрены Государственной думой – для этого требуется собрать 100 тыс. подписей. Одной из целей создания было формирование условий для открытости и публичности правительственных учреждений для граждан России, а также поддержка развития концепции электронного правительства. В 2018 г. Правительственная комиссия по координации деятельности «Открытого правительства» была упразднена.
В рамках электронного правительства были созданы такие сервисы, как Система межведомственного электронного взаимодействия, которая способствует эффективному документообороту между разными органами исполнительной власти; Единый портал государственных и муниципальных услуг (Госуслуги), предоставляющий всем гражданам доступ к получению в дистанционном формате ключевых государственных и муниципальных услуг; Государственная информационная система ЖКХ, ставшая аналогом портала «Госуслуги» в сфере жилищно-коммунального хозяйства, через который граждане могут напрямую обращаться в профильные региональные учреждения ЖКХ с запросами, жалобами, предложениями и т. д. Также Государственная автоматизированная система «Выборы», задействованная Центральной избирательной комиссией, была модернизирована в рамках проекта развития электронного правительства.
К началу 2020-х гг. за развитие электронного правительства в России стало отвечать Правительство в лице Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Существует 4 направления развития проекта электронного правительства: электронные услуги для граждан и бизнеса, единая биометрическая система, суперсервисы и цифровая трансформация госуслуг и инфраструктура электронного правительства. В рамках последнего направления развиваются такие сервисы электронного правительства, как Платформа обратной связи, Единая система нормативно-справочной информации, Единая система идентификации и аутентификации, Информационная система головного удостоверяющего центра и др.