Гонконгское гангстерское кино
Гонко́нгское га́нгстерское кино́, разновидность гангстерского кинематографа, получившая распространение в Гонконге в конце 20 в. Объединяет фильмы таких жанров, как боевик, триллер и криминальная драма, действие которых разворачивается в современном городском сеттинге и связано с уличными бандами и мафией. Направление восходит к китайскому жанру уся, поэтому сюжет обычно строится вокруг морального кодекса одного или нескольких героев и противостояния условно положительных и отрицательных бандитов.
Предыстория
Создатели гонконгских гангстерских фильмов переносят сюжеты традиционного китайского уся в современность или ретро-обстановку середины 20 в. Уся-романы и фильмы рассказывали о меченосцах и бандитах в Древнем Китае, которые ищут свой путь, сражаясь с правительственными войсками, захватчиками или врагами из других кланов. Эту же схему, как правило, воспроизводит гонконгское гангстерское кино. Окружение, в котором существуют персонажи уся и гангстерских фильмов, в китайском языке называется одинаково – цзянху (кит. 江湖, буквально – реки-озёра, аналог «русской вольницы»). Отличие состоит в том, что герои уся-историй не обязательно зарабатывают на жизнь криминальной деятельностью.
В послевоенном гонконгском кино 1950–1960-х гг. большой упор делался на моральную подоплёку рассказываемых историй, и если в сюжетах фильмов той эпохи появлялись герои-бандиты, они часто изображались как однозначно отрицательные. Исключением является фильм «Традиция» («Tradition», 1955, режиссёр Тан Хуан), посвящённый истории падения мафиозного клана в довоенном Шанхае. Фильм заложил основы для более поздних образцов жанра, многие из которых строились по похожей сюжетной схеме – история о банде, которая распадается под влиянием врагов и внутренних противоречий в результате столкновения традиционных ценностей с агрессивными методами молодых участников. В финале главный герой вынужден прибегнуть к насилию с трагическими последствиями.
Во 2-й половине 1960-х гг. появилось несколько картин, в которых преступники и бандиты изображались с долей симпатии. К таким фильмам относятся криминальные драмы «Подросток гоу-гоу» («A Go-Go Teenager», 1966, режиссёр Чан Ман) и «Лучшее завтра» («The Story of a Discharged Prisoner», 1967, режиссёр Патрик Лун), главные роли в которых сыграл Патрик Це, или «Социальные фигуры» («Social Characters», 1969, режиссёр Чан Ван) с Аланом Таном в главной роли. В целом картины типа «Традиции» в гонконгском и китайском кино не снимались до 1970-х гг.
Ранние гангстерские фильмы 1970-х гг.
На развитие гангстерского кино в Гонконге (Сянгане) в 1970-х гг. повлияло ослабление цензуры, а ключевым фактором формирования направления стала смена общественных ценностей и установок. Если в 1950-х гг. главными чертами героев были верность и преданность, то в 1970-х гг. на первое место вышли талант, внутренний потенциал и решительность. Зрители стали больше ценить персонажей, которые действуют, адаптируясь к меняющимся обстоятельствам, а не хранят верность корням и традициям. Интерес к гангстерским фильмам также связан с экономическим подъёмом Гонконга, пришедшимся на 1970-е гг., – зрители ждали историй успеха, пусть даже успеха преступника.
Первые гангстерские фильмы 1970-х гг. появились в рамках кунфу- и уся-боевиков. Драмы «Дуэль» («Duel», 1971) и «Боксёр из Шантунга» («The Boxer from Shantung», 1972, оба – режиссёр Чан Чэ) относятся к числу ранних образцов жанра. В первом фильме приёмный сын гангстерского босса возвращается спустя год после убийства отца, чтобы разобраться с узурпировавшим власть членом банды; во втором – главным героем выступает мастер боевых искусств, который своим мастерством добивается высокого положения в местной банде, но в итоге терпит крах.
«Боксёр из Шантунга» стал большим коммерческим хитом в Гонконге, заняв 5-е место в списке самых кассовых фильмов 1972 г. Главную роль в нём исполнил актёр студии Shaw Brothers Чэнь Куаньтай. Он же принял участие в гангстерской дилогии режиссёра Куэй Чи-Хуна «Чайная» («The Teahouse», 1974) и «Большой брат Чэн» («Big Brother Cheng», 1975). Главный герой данных фильмов был не рядовым гангстером, а криминальным авторитетом, полагающимся в решении проблем не на закон, а на оружие и группу преданных последователей. Особое внимание в фильмах уделено обрядам, ритуалам и церемониям криминального мира, что со временем стало отличительной чертой всего направления.
Растущий интерес зрителей к сюжетам об организованной преступности привёл к появлению криминальных драм и триллеров, основанных на реальных событиях, таких как «Похищение» («Kidnap», 1974, режиссёр Чэн Кан), «Антикоррупция» («Anti-Corruption», 1975, режиссёр Нг Си-Юэнь) и цикл фильмов-антологий «Преступники» («Criminals», 1976–1977, режиссёр Чэн Кан и др.) от студии Shaw Brothers. Их структура не вполне соответствовала формуле фильмов о мафии, но во всех был изображён преступный мир.
В конце 1970-х гг. два кинематографиста специализировались почти исключительно на гангстерском кино. Первый – сценарист, продюсер и режиссёр Чун Квок-Янь, принимавший участие в создании таких картин, как «Айронсайд 426» («Ironside 426», 1977, режиссёр Лам Квок-Чун), «Банда четверых» («Gang of Four», 1978, режиссёр Хуа Шань), «Остров девственниц» («Island of Virgins», 1978, режиссёр Хуа Шань) и «Ярость крёстного отца» («Godfather’s Fury», 1978, режиссёр Сунь Чун). В китайских названиях многих фильмов Чун Квок-Яня присутствуют цифры, а сами картины наполнены деталями гангстерского мира.
Второй – актёр, режиссёр и продюсер Алан Тан; начав с ролей в мелодрамах, он в конце 1970-х гг. основал студию The Wing-Scope Film Production (大榮電影製作有限公司) и стал снимать гангстерские фильмы, в которых играл главную роль. Так появились картины «Освобождённый» («The Discharged», 1977, режиссёры Алан Тан и Стэнли Сиу), «Миллионер-бандит» («The Rascal Billionaire», 1978, режиссёр Стэнли Сиу), «Дон в законе» («Law Don», 1979, режиссёры Алан Тан и Стэнли Сиу), «Абсолютный монарх» («Absolute Monarch», 1980, режиссёр Стэнли Сиу) и др.
Истории о мафии нашли место и на телевидении. Хитом стал сериал «Шанхайская набережная» («The Bund», 1980), главные роли в котором исполнили Чоу Юньфат и Рэй Луй. Сериал продержался 3 сезона и считается одним из ключевых в истории телеканала TVB. Позже он был переснят в виде полнометражного фильма «Гангстерские войны» («Shanghai Grand», 1996, режиссёр Мэн Кит Пун) с Энди Лау и Лесли Чуном в главных ролях.
«Золотая эра» гангстерского кино
Несмотря на успешные проекты [«Боксёр из Шантунга», «Айронсайд 426» или «Клуб» («The Club», 1981, режиссёр Кирк Вонг)], до середины 1980-х гг. жанр гангстерского фильма в Гонконге оставался малопопулярным. Ситуация изменилась в 1986 г. с выходом боевика «Светлое будущее» («A Better Tomorrow») – переосмысления «Истории освобождённого заключённого», в которую режиссёр и сценарист Джон Ву добавил романтику и экшен. Фильм побил все кассовые рекорды гонконгского кино и вызвал волну подражаний.
Премьера «Светлого будущего» состоялась в августе 1986 г., и до конца года успели выйти «Наследие гнева» («A Legacy of Rage», режиссёр Ронни Юй) с сыном Брюса Ли Брэндоном Ли в главной роли, «Братство» («Brotherhood», режиссёр Стивен Шинь) и «Истинное лицо» («True Colours», режиссёр Кирк Вонг). В 1987 г. фильмов о мафиозных триадах стало больше, и в списке лидеров бокс-офиса они поднялись заметно выше. Так, в тридцатке кассовых лидеров 1987 г. помимо «Светлого будущего 2» («A Better Tomorrow 2», режиссёр Джон Ву) оказались «Тюремное пекло» («Prison on Fire», режиссёр Ринго Лам), «Город в огне» («City on Fire», режиссёр Ринго Лам), дилогия «Богат и знаменит» («Rich and Famous») и «Трагический герой» («Tragic Hero», оба – режиссёр Тэйлор Вонг), «Огненные братья» («Flaming Brothers», режиссёр Джо Чун), «Длинная рука закона 2» («Long Arm of the Law 2», режиссёр Майкл Мак), «Кодекс чести» («Code of Honour», 1987, режиссёр Билли Чан). В 7 из этих фильмов главную роль исполнил Чоу Юньфат, ставший лицом жанра.
В конце 1980-х гг. в английском журнале об азиатском кино «Восточные герои» («Eastern Heroes») применительно к рассматриваемой категории фильмов был впервые использован термин «героическое кровопролитие» (heroic bloodshed), который станет обозначением направления гангстерских боевиков, построенных на экшене и криминальных разборках. Ключевые фильмы этого направления вдохновили мастеров мирового кино. Так, картина «Город в огне» послужила прообразом триллера «Бешеные псы» («Reservoir Dogs», 1992, режиссёр К. Тарантино), а создатели французской криминальной драмы «Леон» («Leon: The Professional», 1994, режиссёр Л. Бессон) ориентировались на фильм «Наёмный убийца» («The Killer», 1989, режиссёр Джон Ву).
На рубеже 1980–1990-х гг. фильмы о триадах наводнили прокат, отчасти потому, что кинопроизводством заинтересовались настоящие триады. Спрос на гонконгские боевики и триллеры в этот период был столь высок, что фильмы окупались ещё до начала съёмок, на этапе предварительных продаж в азиатские страны: для их успешной реализации было достаточно имён снимавшихся актёров и режиссёра. Триады регистрировали собственные кинокомпании и преследовали интересных им актёров, убеждая их (зачастую шантажом и запугиванием) сниматься в своих фильмах, которые почти открыто популяризировали и рекламировали группировки. Из 10 лидеров гонконгского бокс-офиса 1989 г. 6 были посвящены гангстерам, включая комедийный кун-фу боевик «Чудеса» («Miracles», режиссёр Джеки Чан), в котором Джеки Чан исполнил роль мафиозного босса.
Гангстерское кино после кризиса
В 1993 г. в гонконгской киноиндустрии появились признаки кризиса, который сказался на фильмах всех жанров, но до его пика в конце 1990-х гг. гангстерское кино пережило ещё один всплеск популярности. В январе 1996 г. вышел боевик «Молодые и опасные» («Young and Dangerous», 1996, режиссёр Эндрю Лау), в котором подвергалась ревизии и осовремениванию классическая формула гангстерского фильма. Главными героями картины выступает группа молодых друзей, вступающих в банду и постепенно зарабатывающих авторитет. В основу фильма лёг популярный комикс с главными героями модельной внешности, а за кадром звучал мелодичный рок, что определило успех картины среди молодёжи.
У фильма появилось множество сиквелов, приквелов и спин-оффов, посвящённых персонажам второго плана. О том, насколько большим явлением стала эта франшиза и какова была продуктивность его создателей, Вонг Цзина и Манфреда Вонга, свидетельствует тот факт, что в десятку лидеров гонконгского бокс-офиса 1996 г. вошли сразу 3 части цикла. Вышедшая в 1997 г. 4-я часть также попала в десятку лидеров проката, но вызвала волну критики за гламуризацию триад.
Гонконгский постановщик конца 1990-х гг. Джонни То выбрал иную стратегию: в своих гангстерских фильмах он вдохновлялся не пёстрой эстетикой молодёжных комиксов, а стилем классических гангстерских драм Ж.-П. Мельвиля. Боевик «Миссия» («The Mission», 1999, режиссёр Джонни То) номинировался как лучший фильм на Гонконгскую кинопремию и тайваньскую премию «Золотая лошадь»; То был удостоен обеих наград.
В таком же стиле, оттенявшем короткие сцены насилия, То снял как режиссёр и спродюсировал целый ряд гангстерских фильмов, многие из которых оказались успешными как в коммерческом, так и в художественном плане, например дилогия «Выборы» («Election», 2005/2006), вольное продолжение фильма «Миссия» под названием «Отверженные» («Exiled», 2006) и «Месть» («Vengeance», 2009).
Кассовым успехом пользовался криминальный триллер «Двойная рокировка» («Infernal Affairs», 2002, режиссёры Эндрю Лау и Алан Мак) – о полицейском, внедрённом в банду, и гангстере, поступившем на службу в полицию. Фильм послужил основой для двух сиквелов, голливудского ремейка и множества гонконгских подражаний, например картин «Цзянху» («Jiang Hu», 2004, режиссёр Вонг Чин-По), «Цвет верности» («Colour of the Loyalty», 2005, режиссёры Вонг Цзин и Билли Чун), «Тайная операция» («Wo Hu», 2006, режиссёры Марко Мак и Ван Гуанли), «Поворотный момент» («Turning Point», 2009, режиссёр Герман Яу) и «Смута» («Rebellion», 2009, режиссёр Герман Яу).
Гонконгское гангстерское кино в 21 в.
После передачи Гонконга Китаю в 1997 г. было объявлено, что материковые власти не будут навязывать свои цензурные законы местному кинематографу. Тем не менее ситуация в гонконгской киноиндустрии, не успевшей восстановиться после кризиса, усложнилась настолько, что, даже несмотря на ряд локальных хитов, преодолеть структурные проблемы без поддержки со стороны китайского рынка стало невозможно. Материковые власти начали поощрять коллаборацию между гонконгскими и материковыми кинематографистами, но одно из основных условий совместного производства состояло в том, чтобы были учтены цензурные ограничения Китая, включая запрет на позитивное изображение преступности. Так жанр гонконгского гангстерского фильма вернулся к ситуации 1950-х гг.
В 21 в. кинематографисты пытались найти способ изложения криминальных сюжетов и фильмы о мафии начали выходить вновь. Новая волна гонконгского гангстерского кино отличается назидательностью и строгими моральными акцентами: преступление влечёт за собой наказание, а гангстеры оказываются арестованы или убиты. В материковом онлайн-кино появляются фильмы, которые, несмотря на цензуру, пытаются воспроизводить формулу гонконгских гангстерских фильмов времён расцвета жанра. Так, авторам ретро-боевика «Мафия» («The Mob», 2023, режиссёр Чжао Цун) удалось соблюсти цензурные требования с помощью финального титра, в котором сообщается, что главный мафиози впоследствии стал героем-коммунистом.