Чан Чэ
Чан Чэ, Чжан Чэ (англ. Chang Cheh; кит. 张彻 / 張徹, пиньинь Zhāng Chè; настоящее имя Чжан Иян, кит. 張易揚, пиньинь Zhāng Yìyáng) [17.1.1923, по другим данным, 1924, Ханчжоу – 22.6.2002, Гонконг (Сянган)], гонконгский и тайваньский режиссёр, продюсер и сценарист, один из наиболее значительных кинематографистов студии Shaw Brothers, реформировавший жанры уся и кун-фу боевика.
Начало карьеры
Чан Чэ вырос в Шанхае. О своём детстве он говорил неохотно, а отношения с родителями называл отчуждёнными. По его словам, эмоциональная холодность членов семьи – одна из основных причин, по которым он так и не обзавёлся собственными детьми. Отец Чана – военный, мать жила собственной жизнью и не обращала внимания на сына, так что мальчика воспитывала преимущественно няня. Позже отец привёл в дом любовницу, а мать нашла себе другого мужчину и родила от него дочь, с которой Чан практически не общался.
Когда Чану Чэ было 14 лет, началась японо-китайская война, и он покинул дом, чтобы поступить в Центральный университет (ныне Нанкинский). В период учёбы увлёкся политикой и обратил на себя внимание влиятельного функционера националистической партии Гоминьдан Чжан Даофаня, по рекомендации которого Чан был назначен главой Культурного комитета в Шанхае. Хотя его больше интересовало западное кино, на новой позиции Чан познакомился со многими кинематографистами Китая и получил возможность непосредственно наблюдать за их работой.
В конце 1940-х гг., когда трения между Гоминьданом и Коммунистической партией Китая достигли пика, многие националисты перешли на сторону последней. Чан Чэ работал под началом функционеров Гоминьдана, и вместо того чтобы делать политический выбор, принял предложение попробовать себя в качестве режиссёра и уехал на Тайвань снимать свой дебютный фильм «Происшествия в Али Шань» («Happenings in Ali Shan», 1949).
В следующий раз Чан Чэ приехал на Тайвань уже в должности комиссара в Главном политическом управлении (Brady. 2002), но развернувшаяся борьба за власть и влияние в высшем руководстве острова привела к тому, что он окончательно отказался от политической карьеры и решил посвятить себя кино. Ситуация на Тайване не позволяла рассчитывать на работу в кино, отъезд в материковый Китай означал бы предательство Гоминьдана, поэтому Чан предпочёл Гонконг, где популярная актриса и начинающий продюсер Хелен Ли предложила ему режиссёрское кресло в своём новом фильме «Пожар» («Wild Fire», 1957). Однако вскоре на фоне слухов о романе между Ли и Чаном и подозрений в пристрастности продюсера при выборе постановщика Чан был вынужден покинуть проект, который доснимал уже другой режиссёр.
На несколько лет Чан Чэ переквалифицировался в писателя и кинокритика: выпускал книги и статьи о кино под псевдонимами Хэ Гуань и Шэнь Сы. Как кинокритик Чан стал известен в кинематографических кругах и начал получать предложения возобновить карьеру в кино. Однако, отработав год сценаристом в компании MP&GI, Чан разочаровался в их подходе со ставкой на женскую проблематику (мелодрамы и драмы о женских судьбах) и перешёл в Shaw Brothers, где прославился как автор сугубо мужских боевиков. К числу авторов, оказавших на него влияние, сам Чан относил Куросаву Акиру, С. Леоне и С. Пекинпа (Honouring Master Cheh. 2004).
Работа на Shaw Brothers
1-ю половину 1960-х гг. Чан Чэ работал на Shaw Brothers сценаристом. В 1965 г. он снял музыкальную драму «Кубок бабочки» («The Butterfly Chalice», 1965), после чего получил возможность поставить исторический боевик «Тигрёнок» («The Tiger Boy», 1966). Жанр уся в те годы не пользовался популярностью, поэтому бюджет у фильма был экстремально низкий – снимать пришлось на чёрно-белую плёнку и на натуре, задействовать павильоны Shaw Brothers с богатыми декорациями Чану не позволили, а в главных ролях режиссёру пришлось снимать новичков. Одним из них стал Джимми Ван – профессиональный пловец, в будущем одна из самых заметных звёзд боевиков.
«Тигрёнок» прошёл в прокате лучше ожиданий (ныне фильм считается утерянным), и Чану Чэ выпал шанс продолжить снимать в избранном им жанре. Так появились приключенческие уся-боевики «Великолепное трио» («Magnificent Trio», 1966) и «Тропа сломанного клинка» («The Trail of the Broken Blade», 1967). За ними последовал «Однорукий меченосец» («One-Armed Swordsman», 1967), ставший крупным кассовым хитом (и первым гонконгским фильмом, преодолевшим планку бокс-офиса в 1 млн гонконгских долл. на родине) и ознаменовавший начало эпохи фехтовальных уся-боевиков.
Сам Чан Чэ не был доволен «Одноруким меченосцем» и в своём следующем фильме – «Убийца» («The Assassin», 1967) – попытался реализовать более авторский, почти артхаусный подход. «Убийца» тоже заработал 1 млн гонконгских долл., но менее восторженная реакция на него публики подтолкнула Чана в следующей работе – «Золотая ласточка» («Golden Swallow», 1968) – применить более сбалансированный стиль, сочетавший зрелищный экшен, продуманную драматургию и визуальную выразительность.
Чан Чэ стал одним из первых гонконгских режиссёров 1960-х гг., начавших на постоянной основе привлекать к работе над фильмами хореографов боевых сцен. Как режиссёр, он определял общий вид сцены, а конкретные движения актёров и трюки разрабатывали приглашённые мастера боевых искусств, благодаря которым боевые эпизоды в гонконгских фильмах стали выглядеть намного эффектнее и зрелищнее.
Чан Чэ продолжил снимать уся-фильмы, выпустив «Возвращение однорукого меченосца» («Return of the One-Armed Swordsman», 1969). Поскольку Джимми Ван выказал собственные режиссёрские амбиции, решив покинуть Shaw Brothers, Чан сделал ставку на новое поколение потенциальных звёзд – Дэвида Цзяна и Ти Луна, которые на несколько лет стали его фаворитами: с 1969 по 1973 гг. каждый их них снялся более чем в 20 фильмах Чана. Большинство их совместных работ [«Смертоносный дуэт» («Deadly Duo», 1971), «Новый однорукий меченосец» («New One-Armed Swordsman», 1971), «Безымянные герои» («The Anonymous Heroes», 1971), «Речные заводи» («Water Margin», 1972), «Кровные братья» («The Blood Brothers», 1973), «Дикая пятёрка» («The Savage 5», 1973)] стали кассовыми хитами и высоко ценятся поклонниками уся и фильмов о кун-фу.
Хотя основным направлением творчества Чан Чэ в 1970-х гг. были исторические уся-боевики и кун-фу фильмы, построенные на мужской дружбе и героизме, он позволял себе экспериментировать, в частности с социальными драмами. В 1-й половине десятилетия он снял «Молодёжь» («Young People», 1972), «Конфликт поколений» («Generation Gap», 1973) и «Друзей» («Friends», 1974).
Тайваньский период и возвращение в Гонконг
В 1974 г. Чан Чэ переехал на Тайвань, где на счетах Shaw Brothers скопились средства, которые студия не могла вывести в Гонконг. Чан основал собственную компанию Chang’s Film Company, на которой начал снимать фильмы по заказу Shaw Brothers. Несмотря на сотрудничество с популярными Ти Луном и Дэвидом Цзяном, Чан не переставал искать новых звёзд. Благодаря его чутью было открыто имя Александра Фу Шэна, который стал одним из самых известных актёров Shaw Brothers 1970-х гг. Чан снял Фу Шэна в роли фольклорного героя Фонг Сай-Юка в нескольких фильмах тайваньского периода – «Пять шаолиньских мастеров» («Five Shaolin Masters», 1974), «Люди из монастыря» («Men from the Monastery», 1974), «Боевые искусства Шаолиня» («Shaolin Martial Arts», 1974) и «Храм Шаолинь» («Shaolin Temple», 1976). В двух из них снялся Гордон Лю – восходящая звезда шаолиньских боевиков «Палачи из Шаолиня» («Executioners from Shaolin», 1977, режиссёр Лау Кар Люн) и «36 ступеней Шаолиня» («36th Chamber of Shaolin», 1978, режиссёр Лау Кар Люн).
Во 2-й половине 1970-х гг. многие звёзды Shaw Brothers ушли со студии или добились пересмотра условий контракта, которые не позволяли им сотрудничать с другими компаниями. В числе таких актёров были Ти Лун и Дэвид Цзян, и Чан Чэ нашёл им замену в виде группы тайваньских артистов и акробатов, которых объединил для съёмок кун-фу боевика «Пятеро ядовитых» («Five Venoms», 1978). Тайваньские исполнители Ло Мэн, Лу Фэн, Сунь Чень, Цзян Шэн и Филип Квок получили после этого фильма прозвище «Ядовитые» (Venoms) и стали новыми звёздами Чан Чэ.
После возвращения в Гонконг Чан Чэ перезаключил контракт с Shaw Brothers на 5 лет и снял с «Ядовитыми» в главных ролях кун-фу боевики «Непобедимый Шаолинь» («Invincible Shaolin», 1978), «Хромые мстители» («Crippled Avengers», 1978), «Спасители Шаолиня» («Shaolin Rescuers», 1979), «Сорвиголовы» («Daredevils», 1979), «Великолепные головорезы» («Magnificent Ruffians», 1979), «Парень с золотой рукой» («The Kid With the Golden Arm», 1979), «Два чемпиона Шаолиня» («Two Champions of Shaolin», 1980) и др. Партнёрство оказалось удачным в том числе потому, что в середине 1970-х гг. Чан Чэ расстался со своим постоянным экшен-хореографом Лау Кар Люном, ушедшим в режиссуру, а «Ядовитые» сами занимались экшен-хореографией в своих фильмах.
Вскоре с подачи Джеки Чана и его хитов «Змеи в тени орла» («Snake in the Eagle’s Shadow», 1978) и «Пьяного мастера» («Drunken Master», 1978) в моду вошли комедийные кун-фу боевики, и высококачественные, но эти преимущественно серьёзные фильмы с «Ядовитыми» не были оценены в прокате по достоинству. Культовый статус они получили в 1980–1990-х гг., когда гонконгские фильмы стали пользоваться спросом на Западе для домашнего просмотра.
Поздний этап карьеры
В начале 1980-х гг. гонконгский кинематограф начал переориентироваться на комедии, в том числе романтические, но Чан Чэ продолжал снимать для Shaw Brothers то, что умел, – исторические кун-фу боевики. По окончании контракта он отправился в Гонконг и Тайвань, но снятые им в то время фильмы «Нападение богини радости» («Attack of the Joyful Goddess», 1983), «Девять демонов» («Nine Demons», 1984) и «Танцующий воин» («Dancing Warrior», 1985) не пользовались популярностью, а звёздный боевик «Чёртова дюжина из Шанхая» («Shanghai 13», 1984) был просто данью уважения гонконгских звёзд своему наставнику: в фильме снялись многие актёры из числа тех, кто начинал у Чана, но сделали они это главным образом затем, чтобы помочь ему рассчитаться с накопившимися долгами.
В середине 1980-х гг. Чан Чэ принял предложение перебраться в материковый Китай, где основал ещё одну кинокомпанию, Chang He. Строгая цензура и не подготовленная к зрительскому экшену киноиндустрия не позволили Чану работать в привычном темпе, и за 7 лет, с 1986 по 1993 гг., он снял всего 6 коммерчески не очень успешных фильмов: «Великий Шанхай, 1937 год» («Great Shanghai 1937», 1986), «Переправа» («Cross the River», 1988), «Тайный герой» («Hidden Hero», 1990), «Бойня в Сиане» («Slaughter in Xian», 1990), «Путешествие на Запад» («Journey to the West», 1991) и «Ниндзя в древнем Китае» («Ninja in Ancient China», 1993). После этого он принял решение уйти из киноиндустрии.
Личная жизнь
Чан Чэ был женат на Лян Личан, которая не была вовлечена в мир кино. Чан умер 22 июня 2002 г. от осложнений, вызванных пневмонией (Honouring Master Cheh. 2004). Хотя современники Чана редко говорили о нём как о творце и художнике, подчёркивая его талант создавать коммерческие хиты (на пике производительности Чан снимал по 5–7 фильмов в год), его работы вдохновляли многих режиссёров по всему миру, от гонконгцев Джон Ву (начинавшего свою карьеру ассистентом Чана) и Ринго Лама до голливудских постановщиков Р. Родригеса и К. Тарантино, который оставил посвящение Чану в титрах к своему фильму «Убить Билла 2» («Kill Bill Part 2», 2004).