Сублимация (в психологии)
Сублима́ция (англ. sublimation), защитный механизм личности, включающий в себя вытеснение мыслей, чувств, желаний, противоречащих образу Я и системе ценностей и перенаправление энергии вытесненных импульсов в социально одобряемую продуктивную деятельность, в том числе в творчество. З. Фрейд считал сублимацию непатологической защитой, которая позволяет избегать нежелательных чувств и действий, допуская разрядку импульсов, а не увеличение напряжения.
Понимание сублимации как перенаправления энергии в креативную деятельность было и остаётся очень распространённым, особенно в непсихологической литературе, но ныне оно пользуется, по свидетельству американского психолога личности и психоаналитика Н. Мак-Вильямс (Мак-Вильямс. 1998), меньшей популярностью в психоанализе, что связано с отходом от теории драйвов. А. Фрейд включила её в перечень 10 защитных механизмов (1936; Фрейд. 1999), в классификации Дж. Вайлланта сублимация относится к высшим защитам, обеспечивающим оптимальную адаптацию в борьбе со стрессорами (Vaillant. 1994). Такие защиты включают разрядку импульса конструктивным, социально приемлемым способом и позволяют осознавать чувства, мысли и их последствия, способствуют оптимальному балансу между конфликтующими мотивами.
В исследованиях 1990-х гг. реальность существования сублимации как защитного механизма, позволяющего трансформировать неприемлемые импульсы в творчество, была поставлена под сомнение, т. к. эмпирических подтверждений прямой связи подавления сексуальных и агрессивных импульсов с повышением творческой продуктивности не было найдено (Baumeister. 1998).
Однако более поздние исследования показали, что в некоторых случаях внутренний конфликт сексуальных и агрессивных импульсов с религиозными запретами действительно приводит и к повышению творческой продуктивности, и к карьерному росту. Но такая трансформация культурно специфична и происходит только в том случае, если эти импульсы противоречат субъективно значимым религиозным нормам, например у протестантов, в системе ценностей которых работа рассматривается в качестве одной из форм религиозного служения и способа «справиться с соблазном». У католиков и иудеев такой эффект выявлен не был (Cohen. 2014; Hudson. 2016).