«Far Cry» (серия видеоигр)
«Far Cry», серия видеогр в жанре шутера от первого лица. 1-я часть серии создана в 2004 г. немецкой студией CryTek, специально для проекта разработавшей новый движок CryEngine, который предлагал революционную для своего времени графику и визуальные эффекты. Издателем всех игр серии выступила компания Ubisoft. Вселенная «Far Cry» включает 6 основных игр, а также 3 самостоятельных спин-оффа.
История серии
Первая игра серии была разработана немецкой компанией CryTek, которая хотела в новом проекте продемонстрировать уникальные возможности своего игрового движка – CryEngine. Основной целью разработчиков было создать такую игру, в которой пользователи могли бы испытать полное погружение в живой мир с открытым ландшафтом, а игрок – ощутить масштаб игрового пространства. CryEngine был впервые продемонстрирован на игровой выставке E3 1999 г. и изначально был создан для процессоров компании NVIDIA. Проблемой для конечного потребителя, игрока, были высокие требования нового движка к графическим процессорам. Но это не остановило CryTek от сделки с издателем – американской компанией Ubisoft – для создания полноценной масштабной игры.
Игра «Far Cry» вышла в 2004 г. для Microsoft Windows и получила высокую оценку критиков и показала большие продажи (Mcnamara. 2018). Игра представляла собой шутер от первого лица с элементами фантастики. Главному герою игры предстояло столкнуться с итогом экспериментов по генной инженерии над животными на вымышленном острове. В 2006 г. Ubisoft приобрела все права на игры и название «Far Cry» и передала разработку своему дочернему подразделению в Канаде – компании Ubisoft Montreal (Steel. 2012).
«Far Cry 2» была анонсирована Ubisoft в 2007 г. и имела два существенных отличия от оригинальной игры. Первым и самым важным из них стало улучшение движка CryEngine, которое позволило разработчиком создать полноценный открытый игровой мир, а также добавить частичную разрушаемость объектов. Вторым отличием стало отсутствие связи с сюжетом 1-й игры, что позволило начать игру с чистого листа (The making of Far Cry 2. 2015). Причиной отказа от продолжения сюжетной линии первой части стала излишне фантастическая фабула, от которой разработчикам хотелось уйти в более реалистичный сеттинг.
Игра «Far Cry 2» была выпущена в 2008 г., получила высокие оценки критиков и оказалась коммерчески успешной: к 2009 г. было продано более 2,9 млн экземпляров (Orry. 2009). При этом многие пользователи, напротив, высказывали недовольство отдельными игровыми элементами. В частности, спорными решениями разработчиков были признаны: влияние на героя малярии, выражавшееся в ухудшении зрения и передвижения персонажа; система амортизации оружия, предполагавшая износ и поломку подобранного у врагов оружия; контрольные точки (чекпойнты), которые даже после полного уничтожения противников через несколько минут снова заполнялись врагами.
Предварительная работа над «Far Cry 3» началась сразу после выхода предыдущей части, причем игра планировалась как сюжетное продолжение «Far Cry 2». Однако в течение нескольких лет многие разработчики «Far Cry 2» покинули студию, и следующая часть была переосмыслена как самостоятельный проект. Сеттингом игры опять стали тропические острова, напоминающие оригинальную игру 2004 г., но с сохранением возможностей открытого мира, которые были реализованы в «Far Cry 2». Кроме того, в игре был использован новый игровой движок, обеспечивающий смену погодных условий. Другое изменение состояло в переносе фокуса истории на одного героя, что способствовало планомерному развёртыванию сюжета вокруг него.
В «Far Cry 3» был представлен новый антагонист – Ваас, захвативший группу туристов, одним из которых был герой под управлением пользователя. Эксцентричный злодей Васс стал популярен среди игроков. Весь сюжет игры строится на захвате территорий, которые контролируются группировкой Вааса. «Far Cry 3» была выпущена в 2012 г. Несмотря на некоторые противоречивые элементы геймплея, получила положительные отзывы и к 2014 г. была продана общим тиражом более 10 млн копий (Makuch. 2014).
Игровой процесс «Far Cry 3» стал модельным при создании последующих игр серии. Повествовательные и игровые элементы так понравились игрокам, что все новые игры имели сходный нарратив и особенности геймплея. Уже в «Far Cry 4» (2014) разработчики представили нового антагониста – Пэйган Мина, диктатора небольшого государства в Гималайских горах, во многом похожего на Вааса. В центре сюжета «Far Cry 5» (2018) – деструктивный культ «Врата Эдема», члены которого во главе с харизматичным лидером, Джозефом Сидом, живут в поселении в штате Монтана. Персонаж Сида имеет отчётливо социопатические наклонности, которые позволили ему собрать вокруг себя множество доверчивых людей. Главному герою игры предстоит бороться с культом и его последователями. В последней выпущенной к 2023 г. части, «Far Cry 6» (2021), игрок сталкивается с антагонистом, Антоном Кастильо, диктатором вымышленного островного государства Яра. Таким образом, игровой процесс всех игр повторял успешные элементы 3-й части серии.
Несколько самостоятельных дополнений, позиционируемых как отдельные игры, используют наработки основных частей серии. Одним из таких дополнений является «Far Cry 3: Blood Dragon», вышедшее в 2013 г., которое представляет собой пародию на культуру 1980-х гг. Игра стала коммерчески успешной, её продажи превысили 1 млн экз. (MacGregor Burleson. 2013). Успех привёл к появлению других подобных дополнений: «Far Cry Primal» (2016) и «Far Cry New Dawn» (2019). По некоторым данным, выход 7-й части серии запланирован на 2025 г., а сеттинг сиквела будет перенесён на Аляску (Frost Max. 2023).
Особенности серии
Общая хронология или повествовательные элементы, которые соединяли бы отдельные игры, в проекте практически отсутствуют. Вместо этого серия имеет общий нарратив, в котором каждый из героев игр оказывается в определённом государстве, где пытается выжить с помощью союзников и других элементов игрового процесса, например охоты и сбора различных ресурсов (лутинга). Механика игры представляет собой открытый мир, в котором игроку предстоит объединяться с различными фракциями, имеющими общую цель с главными героями. Эти альянсы основаны на противостоянии террористической группировке или тоталитарному государству, установившему контроль над территорией, на которой разворачивается сюжет игры.
Отличительной чертой серии выступают сюжетные повороты, которые могут включать в себя как реалистические, так и магические или сверхъестественные элементы мира (Martin. 2015). Хотя игры серии не объединены общим сюжетом, по словам разработчиков, они находятся в одной вселенной, т. к. некоторые персонажи присутствуют в нескольких частях. Такой нелинейный подход позволяет разработчикам создавать интересные и независимые друг от друга истории, поэтому каждая игра серии обеспечивает игрокам полноценный игровой опыт.
Влияние
В 2008 г. вышел фильм «Фар Край» («Far Cry»), снятый режиссёром У. Боллом, с немецким актёром Т. Швайгером в роли Джека Карвера. Фильм представляет собой попытку воссоздать сюжет первой игры серии. После выхода в прокат картина получила множество негативных отзывов от критиков и зрителей, которые нашли мало общего между игрой и фильмом. Другой попыткой экранизации игры стал французский сериал «Опыт Far Cry» («Far Cry Experience», 2012, режиссёр А. Блоссье). Сюжет сериала разворачивается до событий игры «Far Cry 3».
В 2018 г. был выпущен короткометражный триллер «Far Cry 5: У врат Эдема» («Inside Eden’s Gate», режиссёр Б. Баттлс), который так же, как и сериал 2012 г., задумывался как пролог к очередной части игры, на этот раз «Far Cry 5». В 2019 г. платформой Netflix был анонсирован выход аниме-адаптации дополнения «Blood Dragon» (Shanley. 2019). После нескольких лет разработки проект под названием «Капитан Лазерхок: Ремикс Кровавого Дракона» («Captain Laserhawk: A Blood Dragon Remix») был заявлен к выходу в 2024 г. (Valdez. 2023).
По мотивам игр «Far Cry» было выпущено три книги: две на немецком языке [«Far Cry: Götterdämmerung» (2007) и «Far Cry 2: Blutige Diamanten» (2008)], охватывающие сюжет первых двух частей серии, и одна на английском [«Far Cry: Прощение» («Far Cry: Absolution», 2018)]. Кроме того, игра легла в основу двух серий комиксов: «Far Cry: Esperanza’s Tears» (2021) по мотивам 6-й части серии и «Far Cry: Rite of Passage» (с 2021), посвящённая антагонистам 3, 4 и 5-й частей.