Харизматическое лидерство
Харизмати́ческое ли́дерство, особая форма влияния на других посредством складывающейся из общих и специфических качеств личностной привлекательности, которая вызывает поддержку социальной группы, общности, коллектива. В свою очередь, эти качества дают носителю харизмы [греч. χάρισμα – дар (от Бога)] способность в интеллектуальном, профессиональном, духовном или каком-нибудь другом отношении располагать к себе других людей и обеспечивать власть над последователями.
Понятие «харизма» носит междисциплинарный характер. Оно было известно ещё в Древней Греции, а также упоминается в священных и религиозных книгах. Понимание харизмы в них сводилось к тому, что человек имеет предназначение к лидерскому поведению и руководству людьми, поскольку обладает уникальными, «дарованными свыше» способностями и качествами, которые помогают ему в осуществлении своей миссии.
Первым учёным, обратившим внимание на феномен харизмы и харизматического лидерства, был М. Вебер. Согласно Веберу, харизму можно определить как «качество личности индивида, благодаря которому он отличается от обычных людей и воспринимается как обладатель сверхъестественных, сверхчеловеческих или исключительных способностей. Данные способности не свойственны обычному человеку, они приписываются божественному происхождению или воспринимаются как образцовые» (Weber. 2002. P. 241). По мнению Вебера, не имеет значения, действительно ли лидер обладает данными способностями, или они ему приписываются. Ценности, транслируемые харизматическим лидером, также не играют существенной роли в концепции Вебера, в которой харизматиком является каждый, кто способен воздействовать на массы с большой эмоциональной силой.
Религиозный подход
Представители религиозного подхода также рассматривают харизматического лидера как человека, обладающего экстраординарными способностями, но в отличие от сторонников теории Вебера они убеждены в непосредственной связи харизмы с моралью и этикой. Так, если действия лидера носят сугубо негативный характер, то нельзя утверждать о наличии у него истинной харизмы. Истинный харизматический лидер обладает не только выдающимися вдохновляющими способностями (которые, безусловно, имеют большое значение), но и наделён высокими моральными принципами и духовными убеждениями, которые стремится распространить на последователей. Мораль в его действиях должна преобладать над желанием властвовать над другими.
Развитие взглядов Вебера
Дополняя концепцию Вебера, С. Московичи утверждает, что при исчезновении веры в харизматика, влияние харизмы ослабевает, тогда как кризисные явления в обществе, напротив, способствуют проявлению харизматических лидеров (Московичи. 1996). В свою очередь, наличие харизмы может привести к изоляции лидера, поскольку проявление экстраординарных качеств часто вынуждает его вставать в оппозицию по отношению к обществу.
Московичи указывает на возможность не только врождённой харизмы, но и её приобретения опытным путём. Идейное развитие эта мысль получила в работах французского политолога и исследователя политического лидерства Ж. Блонделя (1929–2022). Блондель полагает, что харизма лидера может сформироваться самостоятельно, если он обладает следующими качествами (Blondel. 1987):
умением создавать проект будущего (цель, программа деятельности, результаты и ожидания);
способностью ставить конкретные и понятные цели, а также готовностью идти на риск ради их достижения;
акцентированием внимания на главном;
умением мотивировать себя и других;
способностью быть чувствительным к происходящим изменениям.
Плюралистическая концепция харизматического лидерства
Сторонники плюралистической концепции харизматического лидерства стремятся к устранению зависимости харизмы как проявления экстраординарных и выдающихся способностей от рутинных событий повседневности. Харизма рассматривается как свойство, присущее любому типу господства и обеспечивающее связь земной власти людей и высшей (божественной) власти. Особое внимание уделяется сходству представлений, ритуалов и церемоний, посредством которых осуществляется господство в обоих случаях.
Функциональная трактовка харизматического лидерства
Функциональная трактовка харизматического лидерства противопоставляет понятие харизмы мистическим силам, исходя из предположения, что изучение харизмы должно достигаться посредством поиска и анализа функций, которые она выполняет в жизни общества. Особый интерес представляет изучение харизмы в переломные или сложные моменты истории (например, во время революций с последующим сближением политических сил в нестабильных условиях).
Исследователь лидерства У. Г. Фридланд (1923–2018) выделяет принципиальное значение культуры в появлении харизматиков, а самого лидера считает харизматическим, если он представляет недавно возникшие настроения масс, его деятельность связана с риском и массы считают деятельность лидера успешной (Friedland. 1964).
Исследовательница политического лидерства Э. Р. Уиллнер (род. 1924) отмечает, что для лидера существенную роль играет умение читать «знаки времени» и находить «чувственные струнки» своих последователей (Willner. 1984. P. 4). Это проявляется в обращении к культурным мифам, героических поступках и выдающихся ораторских способностях лидера. По мнению Уиллнер, именно эти составляющие определяют харизматического лидера и помогают ему направлять массы на масштабные деяния, ассоциируясь у современников со сверхчеловеком.
Мессианский подход
Благодаря своим экстраординарными качествам лидер может рассматриваться как мессия или герой, который послан последователям спасти их от страданий. Отсюда возникает мессианское понимание лидерства, которое разворачивается не в обычных условиях, а в условиях, связанных с серьёзными социальными, часто революционными изменениями.
Концепции искусственной харизмы
В реалиях 21 в. часто предполагается, что для формирования харизмы используются специальные приёмы, а появление «истинной харизмы» невозможно. В первую очередь это относится к политической сфере. С одной стороны, отмечается, что объективные изменения, произошедшие в обществе, обесценили историческое понимание харизмы как чего-то предопределённого свыше (Фрейк. 2003). С другой стороны, исследователи Й. Бенсман (1922–1986) и М. Гайвант (1943) предлагают ввести понятие «псевдохаризма», полагая, что в современном обществе то, что обозначается как харизма, в действительности является лишь её видимостью – «сфабрикованной псевдохаризмой», т. е. харизмой опосредованной, нереволюционной, созданной рационально (Bensman. 1975. P. 570–614).
Психологические теории
Психоаналитический подход З. Фрейда предполагает, что в основе харизматического лидерства лежит либидозная энергия (Фрейд. 2017). А. Адлер отмечал, что практически у всех выдающихся харизматиков имелись определённые недостатки и все они сталкивались со сложным событием в начале своей жизни, которое успешно преодолевали (Ewen. Alfred Adler: individual psychology. 2014. P. 83–105). В концепции К. Г. Юнга особое место занимают архетипы. Применительно к харизме он пишет о «мана-личности» – архетипе, образе сверхъестественной силы, реализующийся в герое или богоподобном бытии (Юнг. 2012). На основе концепции Юнга построено множество архетипических теорий и типологий. Так, профессор Венского университета экономики и бизнеса Й. Штайрер (род. 1956) предлагает следующие архетипы харизматиков: отец, герой, спаситель и царь (Steyrer. 1998. P. 807–828).
Э. Фромм рассматривает харизматическое лидерство через призму авторитарной личности, которая стремится к власти над массами и самоутверждается за счёт этого (Ewen. Erich Fromm: the escape from Freedom. 2014. P. 121–135).
В рамках психологических концепций большое внимание уделялось выделению характеристик харизматического лидера, которые могут быть измерены различными опросниками. Например, американский исследователь лидерства Б. Басс (1925–2007) выделял создание привлекательного образа будущего, ощущение избранности, чувство собственного достоинства и доверие окружающих (Bass. 1985. P. 54–61). В свою очередь, российский психолог Е. В. Сидоренко рассматривала в качестве характеристик харизматического лидера психосексуальную привлекательность, достаточно высокий интеллект, социально приемлемую маргинальность, а также наличие экстремального жизненного опыта (Сидоренко. 2004).
Обилие выделяемых харизматических черт в психологии может быть сведено к модели, включающей аффективный, мотивационный, поведенческий и когнитивный компоненты. Предложенный А. В. Грачёвым подход, опирающийся на жизненные ориентации, позволяет более точно выделить качества в зависимости от вида харизматического лидерства. По мнению учёного, харизматическое лидерство может рассматриваться как духовное, профессиональное лидерство, а также как лидерство в контексте самореализации (Грачёв. 2008). При этом во всех случаях базовыми составляющими харизмы выступают привлекательность фигуры лидера для своих последователей и его актёрское мастерство.
Концепции харизматического лидерства в менеджменте
Согласно концепции американского исследователя Р. Хауса (1925–2011), последователи безусловно принимают харизматического лидера, доверяют ему, эмоционально вовлечены в деятельность компании и ставят перед собой высокие цели (House. 1976. P. 189–207). В свою очередь, лидер обладает такими привлекательными для последователей чертами, как уверенность в себе, вера в свои убеждения и потребность во власти. Принципиальное место в поведении харизматического лидера отводится умению управлять впечатлением окружающих – демонстрации эталона, созданию высоких стандартов и образа привлекательного будущего.
Вовлечённость лидера в достижение коллективных целей и его готовность идти на риск усиливают его харизму. Такие особенности лидера подчёркивают ценность деятельности и привносят в неё дополнительный символический характер, создавая высокий уровень внутренней мотивации у сотрудников (Shamir. 1994. P. 25–42).
Харизматическое лидерство наиболее очевидно проявляется в экстремальных ситуациях, но также может быть связано и с характером работы. В последнем случае люди склонны поддаваться влиянию тех, кто является для них примером, обладает качествами, которые их восхищают, и кому они хотели бы подражать (Kotter. 2008).
Трансформационное лидерство
Автор концепции трансформационного лидерства Б. Басс расширяет границы харизматического лидерства, обращая особое внимание на лидеров бизнеса. Такой идеальный в представлении сотрудников лидер формирует привлекательное ви́дение будущего и побуждает своих последователей идти к заданным целям. При этом лидер и члены группы способствуют взаимному развитию и росту.
Профессор организационной психологии Пенсильванского университета С. Хантер даёт следующие характеристики харизматического лидера (Lovelace. 2013. P. 59–74):
уверенность;
умение излучать энергию и заряжать ею окружающих;
сильный и независимый характер;
завораживающая внешность;
ораторские и артистические способности;
позитивное отношение к восхищению со стороны других.
Атрибутивная теория
Последователи часто приписывают лидеру те или иные харизматические характеристики, исходя из собственного восприятия его поведения. По мнению признанного мирового эксперта по вопросам лидерства Дж. Конгера и его соавтора Р. Канунго, такие качества лидера, как уверенность в себе, высокие когнитивные способности, выраженные управленческие навыки, социальная чуткость и эмпатия создают харизматичность в глазах окружающих.
Помимо этого, Дж. Конгер предложил модель развития харизматического лидерства, состоящую из четырёх этапов (Charismatic leadership. 1988):
оценка окружающей действительности и формулирование видения;
донесение видения до последователей с помощью мотивирующих и убедительных аргументов;
создание атмосферы доверия и приверженности сотрудников своей компании за счёт личного риска, самопожертвования с использованием специфических управленческих компетенций;
достижение цели и реализация видения.
Междисциплинарный подход к пониманию харизматического лидерства
Концепция харизматического лидерства представляется в большей степени описательной. В изучении данного типа лидерства уделяется большое внимание понятиям «видение» и «миссия», которые лидер доносит до последователей с помощью определённого поведения.
Принципиальное место при изучении харизмы политических и организационных лидеров занимает вопрос ценностной окраски харизматического лидерства, т. е. его конструктивной или деструктивной роли. Обряды, символы и ритуалы также имеют существенное значение в формировании харизматического лидера и проявлении его качеств.
Основным условием проявления харизматического лидерства является кризис, а проявление харизмы часто зависит от социального контекста.
Яркое проявление характеристик личности, способствующих быстрой адаптации в изменяющихся условиях, отличает харизматическое лидерство от структурного лидерства, т. е. лидерства, в котором имеют значение формализуемые составляющие, иногда измеряемые с помощью специальных методик и тестов. К ним могут относиться уверенность в себе, нестандартное поведение, умение хорошо ориентироваться в сложных ситуациях, способность вдохновлять окружающих, умение видеть возможности и перспективы лучше других, а также готовность идти на риск и брать на себя ответственность.
Таким образом, в междисциплинарном подходе акцент в понимании харизмы смещается с врождённости и предопределённости на возможность развития харизматического лидерства за счет формирования тех или иных личностных характеристик.