Фансервис
Фансе́рвис (фан-сервис; япон. ファンサービス, фансабису; англ. fan service – обслуживание фанатов, угождение фанатам), сознательное включение в состав произведения популярной культуры элементов, рассчитанных на одобрение целевой аудитории. Наиболее распространёнными формами фансервиса выступают подбор актёров (каст), внешний вид персонажей, отсылки к другим объектам массовой культуры и включение в сюжет произведения популярных фанатских теорий.
Происхождение термина
Понятие «фансервис» зародилось в Японии среди фанатов аниме и манги. Изначально термин обозначал крайне сексуализированное изображение женских персонажей в комиксах и на экране, рассчитанное на одобрение мужской аудитории. К примерам фансервиса относили эротизированные и чрезмерно открытые костюмы героинь, кадры и фреймы, демонстрирующие нижнее бельё или обнажённые части тела, а также любую объективизацию персонажей через их действия, движения, сюжетные ходы и т. д. Хотя явление зародилось в аниме-культуре 1970-х гг., термин получил широкое распространение лишь в 2000-х гг.
Фансервис изначально был направлен на обслуживание вкусов и запросов потребителей-мужчин. Однако современные исследователи выделяют также женский фансервис или «анти-фансервис», состоящий в сексуализации мужских персонажей. В целом фансервис неразрывно связан с идеями взгляда и подглядывания (Russell. 2008). Ярким примером голливудского фансервиса выступает культовая сцена с принцессой Леей в золотом бикини из фильма «Звёздные войны: Эпизод 6 – Возвращение Джедая» («Star Wars: Episode VI – Return of the Jedi», 1983, режиссёр Р. Маркуанд).
Современное понимание фансервиса
Со временем термин «фансервис» расширил своё значение и стал применяться не только к аниме и комиксам, но и к кинематографу, видеоиграм и другим формам популярной культуры. Фансервис также перестал считаться исключительно визуальным феноменом и стал обозначать любые элементы произведения, сознательно используемые создателями для завоевания симпатий фанатов.
Фансервис – феномен трансмедийной культуры, существующий благодаря коммуникации с фанатским сообществом (фандомом) (Афанасов. 2019). В современном значении это понятие ассоциируется в первую очередь с большими франшизами, которые имеют преданных поклонников, часто обладающих признаками субкультуры. Производители контента иногда сознательно использует идею разделения аудитории на «аутсайдеров» – обычных зрителей, к которым относится случайная или вновь приобретённая публика, и «инсайдеров» – преданных фанатов, погружённых в лор. Элементы фансервиса, как правило, рассчитаны на последних и подчёркивают их особый, элитарный статус (Beaty. 2016). Примером может служить включение в произведение пасхалок – деталей, отсылающих к элементам вселенной и служащих своеобразным закодированным сообщением для посвящённых, понять которое могут только истинные фанаты.
На примере стратегий, используемых создателями киновселенной Marvel, исследователи выделяют пять способов фансервиса: сцены после титров, пасхалки, кроссоверы (пересечения вселенных), взаимосвязанные последствия и модульную разработку сюжета (Beaty. 2016).
Сцены после титров дают зрителям намёк на то, что их ждёт в следующих фильмах киновселенной, часто посредством ввода новых персонажей, известных аудитории, знакомой с литературным первоисточником. Так, в сцене после титров фильма «Мстители» («The Avengers», 2012, режиссёр Дж. Уидон) впервые появился суперзлодей Танос, которого распознали лишь фанаты, читавшие комикс о Мстителях.
Пасхалки могут намекать на будущее развитие вселенной, служить шуткой или аллюзией.
Кроссоверы нацелены на удовлетворение желания фанатов увидеть на экране несколько отдельных произведений, объединённых общим сюжетом. Ярким примером кроссовера служат фильмы киновселенной Marvel и Расширенной вселенной DC (DCEU).
Взаимосвязанными последствиями называют построение сюжета таким образом, чтобы он зависел от событий других произведений франшизы и поощрял фанатов, знакомых с лором.
Под модульной разработкой сюжета подразумевается поэтапное построение вселенной, когда к созданию продолжения приступают только после получения зрительской реакции на предыдущие части. Например, первый фильм «Стражи Галактики» («Guardians of the Galaxy», 2014, режиссёр Дж. Ганн) был снят как законченное произведение, на случай если новые герои не понравятся зрителям.
Фансервис может влиять на кастинг фильма. Одно из проявлений фансервиса – добавление в кинокартину камео актёров, которые были связаны со вселенной в прошлом. Например, в сериале «Уэнсдэй» («Wednesday», с 2022) одну из ролей исполнила К. Ричи, в детстве исполнившая роль Уэнсдэй в фильме «Семейка Аддамс» («The Addams Family», 1991, режиссёр Б. Зонненфельд). Иногда к фансервису относят не только интертекстуальность, касающуюся вселенной произведения, но и отсылки к популярной культуре в целом. Например, некоторые исследователи называют фансервисом рассчитанные на подростковую аудиторию отсылки к супергеройским кинокартинам в мультфильме «Шрэк», отмечая вместе с тем, что пародийный и интертекстуальный характер мультфильма не является фансервисом (De La Ville. 2008).
Фансервис зачастую граничит и смешивается с другими феноменами популярной культуры. Так, например, в сериале «Конь БоДжек» персонажа Тодда Чавеза озвучивает американский актёр А. Пол, сыгравший Джесси Пинкмана в сериале «Во все тяжкие». Герои схожи по типажу и внешности и даже носят похожую одежду, что может быть принято одновременно за фансервис, интертекстуальность или подбор по типажу – тайпкастинг (англ. typecasting).
Большинство исследователей относят к фансервису только элементы, не влияющие на ход повествования (De La Ville. 2008). Однако в некоторых случаях фансервис может приводить к изменениям в сюжете произведения или даже полностью определять его (Афанасов. 2019). Примером может служить фильм «Человек-паук: Нет пути домой» («Spider-Man: No Way Home», 2021, режиссёр Дж. Уоттс), во многом построенный вокруг желания поклонников увидеть в одном фильме исполнителей роли Питера Паркера из трёх наиболее популярных экранизаций комикса. В истории телевидения ярким примером фансервиса считается пара Моники и Чендлера из сериала «Друзья». По замыслу создателей, герои должны были провести вместе одну ночь, однако реакция фанатов заставила сценаристов развить отношения персонажей в полноценную любовную линию.
Самым радикальным проявлением фансервиса выступает решутинг (англ. reshooting) – пересъёмка произведения из-за недовольства фанатов. Так, после провала в прокате фильма «Лига Справедливости» («Justice League», 2017, режиссёр Дж. Уидон) из вселенной DCEU кинокомпания Warner Bros. Pictures по требованию зрителей перевыпустила фильм в режиссёрской версии, получившей название «Лига справедливости Зака Снайдера» («Zack Snyder's Justice League», 2021, режиссёр З. Снайдер). В 2019 г. студии Paramount Pictures пришлось поменять облик главного героя фильма «Соник в кино» («Sonic the Hedgehog», 2020) – анимированного ежа Соника из-за недовольства фанатов.
К фансервису также иногда относят выпуск сиквелов, приквелов и спин-оффов популярных произведений, возращение в сюжет выведенных из него персонажей (реткон), реюнион и т. д. Несмотря на то что термин «фансервис» приобрёл популярность в 21 в., случаи изменения художественных произведений ради одобрения фанатов можно обнаружить в истории искусства задолго до этого. Ярким примером служит «воскрешение» А. Конан Дойлом персонажа Шерлока Холмса под давлением издателей и читателей.
Критика
Фансервис зачастую считается дешёвой маркетинговой стратегией и критикуется за попытку угодить аудитории в ущерб качеству произведения, эксплуатацию ностальгии и поощрение создания низкокачественных и необязательных продолжений.
Иногда фансервис рассчитан на определённые сообщества внутри аудитории произведения. Так, фильм «Чёрная Пантера» («Black Panther», 2018, режиссёр Р. Куглер) изобилует фансервисом, адресованным чернокожим зрителям (Carrington. 2019). Подобный приём может расцениваться двояко: с одной стороны, он расширяет границы репрезентации в популярной культуре, с другой – некоторые фанаты принимают подобный фансервис за эксплуатацию своей идентичности в угоду сугубо коммерческим интересам производителей контента.