Лор (в популярной культуре)
Лор (англ. lore, от folklore – фольклор), совокупность информации о вымышленном мире, которая описана во всём корпусе посвящённых этому миру произведений – книгах, фильмах, сериалах, компьютерных и настольных играх, музыкальных альбомах, сопутствующих товарах (например, в коллекционных игрушках) и т. д. Понятием «лор» обычно описывается история, законы мироздания, традиции, культура, флора, фауна и прочие аспекты вымышленной вселенной. Поскольку собственный лор бывает у произведений, действие которых разворачивается в вымышленных мирах, это понятие, как правило, ассоциируется с фэнтези и фантастикой, однако оно может также употребляться применительно к популярному музыкальному исполнителю или актёру – в таком случае под лором подразумеваются события, связанные с определённой персоной или группой лиц. Чаще всего лор выходит за границы нарратива конкретного произведения и может расширяться за счёт дополнительных материалов, таких как энциклопедии мира или интервью с создателями. Лор близок к понятию «канон», и хотя иногда эти термины используются как взаимозаменяемые, они не являются синонимами.
Функционально лор необходим для того, чтобы сделать мир, в котором происходят события произведений, более достоверным и придать нарративу глубину и детализацию. Хотя повествование редко сосредоточивается непосредственно на событиях и других элементах лора, он может влиять на сюжет, мотивацию героев и иные аспекты истории (Лебедев. 2022). Иногда создатели или поклонники произведения группируют лор в одном месте, например официальной энциклопедии вымышленного мира [как, например, в книгах «Энциклопедия. Звёздные войны» («Ultimate Star Wars», 2015), «Энциклопедия Сумеречной зоны» («The Twilight Zone Encyclopedia», 2017), «История вселенной Marvel» («History of the Marvel Universe», 2019) и др.] или на фанатском сайте (таким можно считать «Вукипедию» – энциклопедический ресурс, созданный любителями франшизы «Звёздные войны», или множество субкультурных «вики»-ресурсов на сайте Fandom.com).
Расширение лора
Подобно канону, лор может дополняться благодаря сиквелам, приквелам и официальным трансмедийным расширениям, таким как видеоигры, комиксы, новеллизации, мобильные приложения, текстовые, кино- и телевизионные адаптации и другие форматы (Rampazzo Gambarato. 2020). Как правило, трансмедийные расширения дополняют уже существующую историю или мир, в котором происходит действие, и тем самым преобразовывают и дополняют лор. При этом их авторство может не принадлежать создателю оригинального произведения: чаще всего решение о распространении канона трансмедийной франшизы на тот или иной медиапродукт принимается издателем (Jenkins. 2003).
Из-за того что многие элементы лора могут быть разработаны авторами в процессе выпуска произведения, лор может противоречить сам себе (Lewis. 2021) Так, в оригинальной кинотрилогии «Звёздные войны» утверждается, что призраки силы, которыми становятся некоторые джедаи после смерти, не имеют возможности физически влиять на окружающую действительность и вмешиваться в судьбу живых людей. Однако в третьей трилогии франшизы призрак Люка Скайуокера предотвращает уничтожение своего светового меча и поднимает со дна океана звёздный истребитель X-wing, чтобы помочь героям (Heindl. 2021).
Если франшиза проходит через перезапуск (ребут, от англ. reboot – перезагрузка) или адаптацию для другого медиума, подобно канону лор может быть скорректирован или «переписан» (Proctor. 2012), а определённые его элементы – утратить свою каноничность. Так, в итальянских комиксах «Чародейки» («W.I.T.C.H.», 2001–2012) способностью летать обладает только одна из главных героинь, управляющая стихией воздуха; в одноимённом мультсериале-экранизации летать могут уже все чародейки.
Лор и фандом
Развитие Интернета и появление социальных сетей изменили способ взаимодействия фанатов друг с другом и с объектами поклонения (Liebler. Canon vs. Fanon). Распространение блогов и специализированных платформ для чтения и обсуждения фанфикшена привело к тому, что фанаты всё чаще дополняют и преображают оригинальный лор, тем самым конструируя фанатский лор – фан-лор (Duffett. 2013).
Часто фан-лор заполняет сюжетные лакуны или несостыковки оригинала или объясняет неочевидные для зрителей моменты исходной истории. Как правило, фан-лор существует до того момента, пока создатель произведения сам не объяснит привлёкший внимание аудитории момент, например в фильме-сиквеле. Однако иногда фан-лор укореняется в фанатской среде и принимается значительной её частью за полноценную часть лора. Так, например, после выхода оригинальной трилогии «Звёздных войн» и её новеллизации некоторые фанаты вселенной сделали вывод, что приёмный дядя Люка Скайуокера, Оуэн Ларс, был братом Оби-Вана Кеноби. Этот факт сохранялся в качестве общепризнанного фан-лора в течение многих лет, пока не был опровергнут в приквеле «Звёздные войны: Эпизод 2 – Атака клонов» («Star Wars: Episode II – Attack of the Clones», 2002, режиссёр Дж. Лукас): в фильме Оуэн был показан сводным братом Энакина Скайуокера, отца Люка, однако это не мешает части фанатов отдавать предпочтение фан-лору, игнорируя официальный канон (Liebler. Canon vs. Fanon).