«Цветная волна» в российской фантастике
«Цветна́я волна́» в росси́йской фанта́стике, обобщающее название поколения российских писателей-фантастов, пришедших в литературу в начале 2000-х гг. Получило распространение в литературоведении и в фэндоме.
Словосочетание «цветная волна» возникло как контаминация названий двух сборников рассказов, в которых впервые были представлены преимущественно авторы этой группы: «Предчувствие шестой волны» (2007, составитель А. Г. Лазарчук) и «Поколение Net. Цветной день» (2008, составитель А. И. Рух) (Предчувствие. 2007; Цветной День. 2008). В предисловии к сборнику «Цветной день» С. В. Лукьяненко связал формирование этого поколения фантастов с сетевым конкурсом «Рваная грелка» и появлением интернет-площадок самопубликаций (Лукьяненко. 2008. C. 5–6). Бо́льшая часть авторов «цветной волны» действительно заявили о себе в рамках сетевых литературных конкурсов, получивших распространение в начале 21 в. («Рваная грелка», «Русский Эквадор», «Мини-проза», «Коллекция фантазий», «РБЖ-Азимут» и др.) и активно обсуждавшихся в блогах. Произведения, победившие на этих конкурсах, обратили на себя внимание издателей, и в результате в издательстве АСТ вышло несколько коллективных сборников: «Псы любви» (2003), «Гуманный выстрел в голову» (2004), «Последняя песня Земли» (2006) и др. (Лукьяненко. 2008. C. 5–6).
К представителям «цветной волны» относят Д. Г. Колодана, Шимуна Врочека (Д. С. Овчинников), Л. Н. Бортникову, К. С. Шаинян, И. С. Наумова, В. Б. Данихнова, Э. Ф. Сафина, А. В. Сивинских, К. А. Терину, М. О. Дубровина, Н. А. Желунова, А. Семироль, А. И. Белоглазова, А. С. Лукьянова, Ину Голдин (И. Хмелевская), Ю. А. Зонис. При этом причисление к «цветной волне» того или иного автора затруднительно из-за отсутствия чётких формальных критериев или какого-либо манифеста.
Авторы «цветной волны» (преимущественно 2-й половины 1970-х – 1980-х гг. рождения) выделяются из ряда фантастов, начавших активно публиковаться в те же годы, но пришедших к читателю не посредством литературных интернет-конкурсов, а напрямую, сразу через издательства. К таким относятся, например, А. А. Уланов, А. Ю. Пехов, В. Ю. Панов, К. С. Бенедиктов, Д. И. Скирюк, О. Н. Громыко и др. (Нестеров. 2007). «Цветная волна» за счёт участия в конкурсах рассказов, состоит в основном из авторов малой формы. Большинство из них шли от рассказов к романам, а не наоборот (Володихин. 2008). Это роднит «цветную волну» с советскими фантастами-шестидесятниками, писавшими в эпоху, когда основной площадкой публикации для фантастики были журналы «Техника – молодёжи», «Вокруг света», «Химия и жизнь» и др., имевшие жёсткое ограничение на объём публикации.
Авторы «цветной волны» работают в разных поджанрах: постапокалиптики (Ю. А. Зонис «Геном Пандоры»), технофэнтези (А. Семироль «Игрушки дома Баллантайн»), магического реализма (Д. Г. Колодан «Жестяная собака майора Хоппа»), авантюрной фантастики (К. С. Шаинян «Долгий путь на Бимини»), триллера (В. Б. Данихнов «Девочка и мертвецы»), сюрреализма [Ю. А. Зонис и А. В. Шакилов (Олиниченко) «Культурный герой»], военной прозы (И. С. Наумов «Мальчик с саблей»), героического фэнтези (Ю. В. Остапенко «Ненависть»).
Независимо от выбранного жанра в произведениях авторов «цветной волны» в центре внимания чаще всего оказывается внутренний мир человека, его эмоциональные переживания (Шикарёв. 2016). Критик С. В. Некрасов указывает на стремление к эмоциональной насыщенности текста, на использование фантастических образов как инструмента, вызывающего глубокие эмоциональные впечатления (Некрасов. 2006). Критик А. М. Ройфе видит в этом подходе определённую ущербность: «Персонажи сосредоточены на собственных эмоциях, а к окружающему миру равнодушны. Политика, социальные проблемы их почти не волнуют…» (Ройфе. 2008. С. 266).
Отказ от актуальности, внимание к внутреннему, а не внешнему миру, игнорирование текущей социальной проблематики – характерные черты большинства произведений авторов этой группы. В результате типичная для фантастики предыдущих периодов экспансия либо в пространстве (космос), либо во времени (будущее) не находит поддержки у «цветной волны». Критик С. А. Шикарёв считает, что это свойство роднит «цветную волну» с «новой волной» англо-американской фантастики, авторы которой также сделали выбор в пользу «внутреннего пространства», когда фокус внимания сместился со звездолётов на самого человека и основой научной фантастики стали науки не технические, а гуманитарные (такие как психология, антропология и др.), изучающие человека и общество. По мнению Шикарёва, у авторов «цветной волны» эта фокусировка достигла предельного выражения, сделав их фантастику удивительно интровертной (Шикарёв. 2016).
Отмечая те же тенденции, писатель-фантаст О. И. Дивов назвал основным свойством этого поколения авторов «мелкобуржуазный сентиментализм» (Дивов. 2007). Сентиментальность «цветной волны» отмечает и писатель-фантаст и литературовед Д. М. Володихин, определяя авторов «цветной волны» как интеллектуалов-эгоцентриков, погружённых в культуру мегаполисов (Володихин. 2008). Более важным свойством «цветной волны», чем сентиментальность, Володихин считает уверенное обращение авторов к читателю-интеллектуалу, способному оценить структурные и стилистические особенности текста, вместо гонки за популярностью, которая требует ориентированности на «массового» читателя (Володихин. 2008; Володихин. 2009).
Другое общее для авторов свойство – литературоцентризм, обилие отсылок и аллюзий на различные произведения отечественной и мировой литературы и в отдельных случаях – кинематографа. Они конструируют реальность своих произведений не столько из пережитого, сколько из прочитанного. Так, повесть Д. Г. Колодана «Время Бармаглота» полностью построена на материале Льюиса Кэрролла, рассказ «Высокий прыжок» Шимуна Врочека отсылает к мифологии Г. Ф. Лавкрафта, а роман Ю. А. Зонис и Е. А. Чернявской «Хозяин зеркал» представляет собой фантастическое переложение «Снежной королевы» и «Трёх толстяков» (Шикарёв. 2016).
Этапным произведением авторов «цветной волны» стал роман-буриме «Кетополис. Книга 1. Киты и броненосцы», сочетающий элементы нуара и стимпанка, изданный в 2011 г. под коллективным псевдонимом Грей Ф. Грин. Роман рассказывает о судьбах разных героев в неназванной стране в Юго-Восточной Азии. Книга вызвала противоречивые отзывы критики, однако, по общему мнению, роман заметно выделяется на фоне остальной отечественной фантастики тех лет (Шикарёв. 2016; Володихин. 2012; Зильберштейн. 2012; Галина. 2012).
Авторы «цветной волны» неоднократно становились лауреатами премий «Интерпресскон», «РосКон», «Звёздный мост», «Портал», «Еврокон», «Серебряная стрела» и др., а также «Книга года» от сайта «Фантлаб» и «Итоги года» от журнала «Мир фантастики».
Добившись успеха на сетевых конкурсах и набрав публикаций в авторских и коллективных сборниках, с начала 2010-х гг. многие авторы «цветной волны» продолжили творческую биографию участием в межавторских проектах, таких как «Дозоры» по вселенной С. В. Лукьяненко (Н. А. Желунов, К. С. Шаинян), «Метро 2033» по вселенной Д. А. Глуховского (признан иностранным агентом) (Шимун Врочек), «Этногенез» (К. С. Шаинян, Д. Г. Колодан, Шимун Врочек, Л. Н. Бортникова, И. С. Наумов, М. О. Дубровин и др.). Участие в крупных проектах увеличило читательскую аудиторию, однако эта аудитория осталась внутри проектов, не высказывая интереса к самостоятельному творчеству авторов. К тому же в некоторых сериях («Этногенез») из маркетинговых соображений на обложках не указывались имена конкретных авторов (Шикарёв. 2016).
М. С. Галина считает, что уход «в проекты» – прямое следствие привычки к сетевым конкурсам, которая обусловила умение работать в команде и хорошо и быстро писать на заданную тему (Галина. 2012). По мнению критика С. А. Шикарёва, участие в межавторских проектах сыграло с молодыми писателями недобрую шутку, надолго отложив появление оригинальных (а не вторичных, написанных по синопсисам, согласованным с кураторами проектов) произведений (Шикарёв. 2016).