Эмпирико-функционалистская группа теорий медиа
Эмпи́рико-функционали́стская гру́ппа тео́рий ме́диа, группа теорий медиа, развивавшихся преимущественно в 1940–1970-х гг. и характеризующихся эмпирическим взглядом на проблему медиаэффектов, которая изучалась в основном в контексте влияния, воздействия медиасообщений на индивидов и общество в целом. При этом на основе выводов, построенных на социологических исследованиях и экспериментах, делались заключения о функциях массмедиа и их роли в жизни людей.
Центральный вопрос эмпирико-функционалистской группы теорий – как влияют медиа на индивидов и могут ли они менять свои установки под воздействием медийной информации. Эти теории в значительной степени опирались на наследие чикагской школы социологии, и ряд её представителей (например, Г. Д. Лассуэлл) были действительными основателями эмпирико-функционализма.
Опираясь на наследие бихевиоризма, представители эмпирико-функционализма считали, что сообщениям массовой коммуникации соответствуют определённые эффекты в обществе и возможно эти эффекты изучать эмпирическим путем как некие реакции на сообщения, служащие внешним раздражителем. Сообщения массмедиа интерпретируются как своего рода внешний раздражитель, в ответ на который индивид генерирует чёткое, наблюдаемое, рациональное и осознанное действие. Например, выходит на протестную акцию под воздействием пропаганды.
Такие представления о реакции индивида на сообщения массмедиа опираются также на наследие математической теории информации К. Шеннона и У. Уивера, которая представляла коммуникацию как линейный процесс передачи сигнала от передатчика к приёмнику. При этом на входе передатчик кодирует информацию, а приёмник её декодирует. Математическая теория информации, которая описывала на самом деле процесс появления помех в телефонных сетях и разрабатывалась в Bell Labs, глубоко проникла в теории коммуникаций и социальные науки вообще. Адаптировав схему Шеннона – Уивера, Лассуэлл создал свою знаменитую модель, предлагающую ответ на пять вопросов.
Процесс коммуникации в эмпирико-функционалистских теориях, опирающихся на эти схемы, мыслится как линейный, т. е. представляющий собой серию разнонаправленных актов, в ходе которых рациональные индивиды обмениваются информацией, закодированной в языке.
Ещё одним фактором, повлиявшим на главный исследовательский вопрос этой группы теорий (как массмедиа влияют на людей), стало развитие рекламной модели массмедиа, преимущественно радиовещания. Рекламодателей интересовали возможности количественного измерения аудитории радиостанций, что позволяло бы рассчитывать объективным образом стоимость рекламного времени. Поэтому в 1930-х гг. в США возникают проекты, реализуемые представителями социологии массовых коммуникаций, направленные на измерение аудитории и её изучение. Самым известным из них становится Бюро по исследованию радио при Принстонском университете, которое возглавляет социолог П. Ф. Лазарсфельд. Эмпирическая измеримость аудитории заражает многих теоретиков медиа идеей, что факт медиапотребления обусловливает эффективность воздействия. То есть сам факт потребления индивидом пропаганды обусловливает изменение его установок. Именно такое, линейное представление о воздействии сообщений на индивидов было характерно для ранних эмпирико-функционалистов, в частности для Лассуэлла, который в 1927 г. публикует книгу «Техника пропаганды в мировой войне». Это обусловило возникновение первой исследовательской парадигмы эмпирико-функционалистской группы теорий – парадигмы пропагандистской силы (см. Теория волшебной пули). При этом сам процесс воздействия на индивидов не изучался эмпирически, а фактически утверждался по умолчанию.
В середине 20 в. в рамках эмпирико-функционализма формируется т. н. парадигма ограниченных эффектов, предполагавшая, что в реальности сообщения массмедиа не в полной мере могут менять установки людей. Эта парадигма возникла благодаря работам Бюро прикладных социальных исследований при Колумбийском университете, организованного Лазарсфельдом в 1940 г. и просуществовавшего до 1977 г., где, в частности, были созданы теория двухступенчатого потока информации Лазарсфельда и теория селективного выбора Дж. Клаппера. Исследования бюро оказали большое влияние на формирование теории повестки дня, на открытие «спирали молчания» Э. Ноэлль-Нойман и ряд других исследований в сфере общественного мнения. Все эти теории роднит тот факт, что хотя сообщения массмедиа прочно вошли в повседневность индивидов и могут оказывать влияние на их политические и иные установки, это влияние оказывается ограниченным и зависит от ряда факторов: наличия у индивидов личного опыта, связанного с явлениями, о которых сообщается в массмедиа; наличия у индивидов первичных сформированных установок по поводу этих явлений (если эти установки уже сформированы, массмедиа гораздо менее эффективны в их изменении по сравнению с подтверждением данных установок); особенностей интерперсонального общения индивида – в какие группы мнений он входит и кто лидер этих групп.
Общий вывод многих сторонников парадигмы ограниченных эффектов заключается в том, что интерперсональные коммуникации гораздо более эффективны в формировании установок индивидов и их изменении, чем массовые коммуникации. Эмпирико-функционалистская группа теорий стала отправной точкой для многих социологических исследований в сфере медиа и их воздействия на электоральное поведение, а также основой различных теорий и представлений о пропаганде, в том числе исследований о повестке дня онлайновых медиа, изучения эффектов социальных сетей и распространения информации в них.
Эмпирико-функционалистский подход отличается целым набором ограничений, на преодоление которых ориентированы современные социальные теории медиа. К таким ограничениям относятся:
Изучение преимущественно ожидаемых эффектов медиа. Поскольку основными эмпирическими методами, характерными для данных исследований, являются различные опросные методы, они тестируют преимущественно ожидаемые гипотезы.
Опросные методы предполагают, что потребитель информации рефлексирует и в состоянии рассуждать на тему, связанную с собственным поведением. В ряде потребительских опросов (например, о предпочтениях материальных благ, их функциях и пр.) такая рефлексия даёт вполне точные результаты, т. к. потребители материальных благ скорее рациональны в своём выборе. Однако в случае с массмедиа речь идёт о комплексном продукте, издержки на потребление и выбор которого невелики (чтобы сменить продукт, достаточно кликнуть кнопкой мышки или переключить кнопку на пульте). Поэтому индивиды не очень задумываются о своём выборе сериалов, сообщений массмедиа, СМИ и пр. В связи с этим любой опросный метод ставит респондента в искусственное положение, заставляя рассуждать о том, о чём он обычно не привык рассуждать. Поэтому точность полученных данных не очень высокая.
Эмпирико-функционалистская группа теорий изучала воздействие содержания коммуникации (контента) на индивидов. При этом роль канала коммуникации оказывалась недооценённой.
Изучались преимущественно краткосрочные последствия коммуникации (т. к. их возможно измерить непосредственно до потребления и после потребления). Однако эффект накопления информации и представлений, отложенные эффекты в данном случае оставались за кадром исследований.