Модель Лассуэлла
Моде́ль Ла́ссуэлла, линейная модель коммуникаций, описывающая процессы социальной коммуникации. Разработана Г. Лассуэллом в 1940-х гг. в статье «Структура и функция коммуникации в обществе» («The Structure and Function of Communication in Society», 1948).
Модель Лассуэлла стала отправной точкой для исследований в области функционирования медиа, предполагающих, что результатом процессов коммуникации является всегда измеримый и предсказуемый эффект. Согласно модели, исследования массовой коммуникации отвечают последовательно на вопросы, касающиеся разных аспектов передачи сообщений: 1) кто говорит?; 2) что говорится?; 3) как говорится?; 4) кому говорится?; 5) с каким эффектом? Соответственно, изучение массмедиа это анализ: коммуникатора (кто), выступающего в виде институции, конкретных медиа, политической системы и общества в целом и т. п.; содержания сообщения (что), представляющего собой некий побуждающий к эффектам раздражитель; канала коммуникации, т. е. способа распространения сообщения; аудитории (кому) и её особенностей; эффектов – влияния, воздействия, которое оказывают на индивидов медиа.
Модель Лассуэлла была названа медиатеоретиком Д. Маккуэйлом «транзакционной моделью», т. е. моделью, предполагающей процесс массовой коммуникации как транзакции по передаче сообщения от источника (коммуникатора) к аудитории через формулирование сообщения и его передачу (кодирование-декодирование). Такая линейная модель стала прямым продолжением математической теории информации, которая была предложена математиками К. Шенноном и У. Уивером для технического объяснения возникновения помех в телефонных сетях.
Согласно модели Лассуэлла, производство сообщений массовой коммуникации – рациональный (т. е. нацеленный на получение каких-то эффектов) и линейный (предполагающий последовательное движение сообщения от получателя к потребителю) процесс. Процесс коммуникаций в этой модели мыслится не как перманентный обмен сообщениями при взаимодействии, но как коммуникация «сверху вниз». В момент создания концепции так представлялся процесс массового распространения информации через традиционные массмедиа – телевидение, радио, печатные СМИ.
Модель Лассуэлла в связи с её простотой и системностью стала популярной в маркетинге и маркетинговых коммуникациях, которые рассматривают процесс воздействия рекламного сообщения на аудиторию как линейный. Теоретик инноваций Э. Роджерс опирается на работы Лассуэлла.
Исследователи коммуникаций Б. Уэстли и М. Маклейн подвергли критике модель Лассуэлла в связи с тем, что массмедиа чаще всего не являются источниками сообщений. Медиа выбирают и передают потенциальной аудитории определённый набор мнений. Выбор чаще всего связан с тем, как медиа представляют себе потенциальную аудиторию. Процесс коммуникации перестаёт быть однонаправленным, потому что предполагает формирование новостной повестки на основании мнений или представлений целевой аудитории. Это в некотором смысле предвосхищает идеи об информационном пространстве как об общественной повестке, которую формируют медиа.