«Страсти по Матфею» И. С. Баха в редакции Ф. Мендельсона
«Страсти по Матфею» И. С. Баха в редакции Ф. Мендельсона. «Страсти по Матфею» И. С. Баха в редакции Ф. Мендельсона впервые были исполнены 11 марта 1829 г. силами Певческой академии в Берлине. Затем Мендельсон исполнил «Страсти по Матфею» ещё дважды – 21 марта 1829 г. в Берлине и 4 апреля 1841 г. в Томаскирхе Лейпцига. Эти концерты положили начало возрождению публичного интереса к вокально-инструментальному творчеству Баха.
Редакция Мендельсона отличалась романтической трактовкой оригинала. Своей целью Мендельсон поставил более отчётливое выявление драматической (сюжетной) линии «Страстей». Поэтому он сократил произведение почти в два раза, исключив некоторые части композиции и изъяв в ряде арий (в форме da capo) репризы. По традиции своего времени Мендельсон использовал большой академический хор и симфонический оркестр, в котором вышедшие из употребления инструменты гобой д’амур и гобой да качча были заменены кларнетами и бассетгорнами. Партию Евангелиста Мендельсон упростил: перенёс некоторые высокие ноты в более низкий регистр и изменил ряд трудных для пения фрагментов. Кроме того, он внёс изменения в распределение арий по голосам: так, известная ария альта «Erbarme dich» в редакции Мендельсона превратилась в арию сопрано. Романтическое прочтение «Страстей» сильнее всего сказалось в динамических и темповых указаниях: важнейшие слова Мендельсон подчёркивал сменой темпа (чаще замедлением), а также акцентами; широко применял diminuendo и crescendo.
Романтическая трактовка Мендельсона сохранила историческое значение. В 21 в. баховские кантатно-ораториальные произведения исполняются преимущественно в камерной «барочной» манере (вплоть до радикального принципа OVPP – «один голос на одну партию»), в тренде аутентичного исполнительства.