Национально-территориальная автономия
Национа́льно-территориа́льная автоно́мия, территориальная единица, обладающая особым правовым статусом, создаваемая в целях учёта интересов отдельных национальных групп (этнических общностей) и обеспечения самостоятельного решения вопросов, отнесённых к её компетенции.
Компетенция национально-территориальной автономии определяется конституцией (статус Нахичеванской Автономной Республики устанавливается Конституцией Азербайджанской Республики) или специальным законом (Закон о Шотландии 1998).
В правовых системах современности национально-территориальная автономия определяется не единообразно. Например, в основу национально-территориальной автономии в КНР положены национальный и территориальный факторы, она создаётся в районах компактного проживания национальных меньшинств, которые выступают неотъемлемой частью государства (ст. 4 Конституции КНР). В КНР действует Закон о региональной национальной автономии, устанавливающий её правовой статус, порядок создания и структуру органов самоуправления, полномочия органов самоуправления автономных образований, порядок взаимоотношений между национальностями в пределах национального автономного образования и др.
Согласно Конституции Республики Молдова, составной частью государства является Гагаузия, автономно-территориальное образование с особым статусом, выступающее формой самоопределения гагаузов. Автономно-территориальное образование Гагузия самостоятельно, в пределах своей компетенции и в соответствии с положениями Конституции Республики Молдова, решает вопросы политического, экономического и культурного характера в интересах всего населения.
Конституция Финляндии закрепляет автономию Аландских островов (ст. 120): актом об Аландской автономии (принят 16 августа 1991, вступил в силу 1 января 1993) учреждены парламент, правительство, должность губернатора, представляющего правительство Финляндии на территории островов, совместный координационный орган государства и Аландских островов – Аландская делегация. Ключевыми факторами образования национально-территориальной автономии Аландских островов являются национальный и языковой.
Согласно Конституции Республики Сербия (2006), под автономными краями понимаются автономные территориальные сообщества, в которых граждане реализуют своё право на провинциальную автономию. В составе Сербии 2 автономных края: Воеводина, а также Косово и Метохия [самопровозглашённое государство Республика Косово признаётся 97 государствами – членами ООН (2021; не признано РФ)]. Конституция Сербии предусматривает возможность упразднения и объединения существующих автономных образований, а также создания новых.
В истории и современности российского конституционного права вопросы определения статуса национально-территориальной автономии имеют существенную специфику. Значительная роль в строительстве советского государства отводилась автономии, которая выступала формой национального самоопределения, позволяющей обеспечить свободное развитие народностей, компактно проживающих на территориях республик – как унитарных, так и федеративной республики (РСФСР). Автономные начала в осуществлении государственной власти получили своё выражение в специфическом правовом статусе автономных образований: например, автономная республика самостоятельно принимала конституцию, закон об автономной области принимался Верховным Советом союзной республики.
Характерной чертой советской автономии являлся национально-территориальный принцип построения, т. е. автономия предоставлялась определённым территориям, областям, отличающимся национальным составом. На протяжении советского государственного развития были случаи преобразования автономных областей в автономные республики (Чувашская, Удмуртская, Калмыцкая), автономных областей в автономную республику, союзную республику (Киргизская) и т. д.
Согласно Конституции РФ (1993), в состав РФ входят Еврейская автономная область; Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, которые являются равноправными субъектами РФ и имеют свои уставы и законодательство. Конституция РФ предусматривает возможность принятия федерального закона об автономной области, автономном округе по представлению законодательных и исполнительных органов этих субъектов. Доныне соответствующие федеральные законы не принимались.
Система органов государственной власти автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, определёнными федеральным законом.
Взаимоотношения между краями, областями и автономными округами строятся на основе сотрудничества, могут регулироваться уставами этих субъектов РФ и договорами между органами государственной власти названных субъектов РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
Принятие договоров касается только сложносоставных субъектов РФ. Ныне три автономных округа входят в состав других субъектов РФ: Ненецкий – в состав Архангельской области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий – в состав Тюменской области. Чукотский автономный округ – единственный автономный округ, который не относится к краю или области, а напрямую входит в состав РФ. Вхождение в состав края или области не умаляет статуса автономного округа как равноправного субъекта РФ.