Риттер Герман
Ри́ттер Ге́рман, Герман Готлиб Карл Людвиг Риттер (Hermann Gottlieb Carl Ludwig Ritter) (16.9.1849, Висмар – 25.1.1926, Вюрцбург), немецкий альтист, композитор, педагог, историк музыки и общественный деятель. Создатель ряда экспериментальных разновидностей струнных инструментов.
Биографические сведения
В 1865–1870 гг. обучался игре на скрипке у Й. Иоахима в Королевской академической высшей школе музыки в Берлине (ныне факультет музыки Берлинского университета искусств). После её окончания два года служил скрипачом в придворном оркестре г. Шверин, затем был назначен музикдиректором Гейдельберга; в это же время как исполнитель перешёл со скрипки на альт. Параллельно поступил в Гейдельбергский университет, где изучал историю философии и музыковедение.
Гастролировал во многих европейских странах: Австрии, Великобритании, Нидерландах, Швейцарии и др. В 1897 г. в России исполнил партию солирующего альта в симфонии «Гарольд в Италии» Г. Берлиоза.
В 1879 г. стал профессором класса альта в Королевской музыкальной школе в Вюрцбурге, где проработал до 1912 г. (также преподавал историю музыки и эстетику). Профессиональный авторитет Риттера был отмечен королём Баварии Людовиком II, присвоившим ему титул придворного профессора.
Создание и распространение виолы-альта и других инструментов
Получил широкую известность как создатель и пропагандист новой разновидности альта – виолы-а́льта (авторское название Viola alta; также Ritterbratsche – альт Риттера), которую разработал в 1872–1875 гг. с целью улучшения тембра инструмента во всех регистрах за счёт изменения пропорций корпуса (размеры корпуса нового инструмента соотнесены с размерами корпуса скрипки как 3:2). В своей разработке Риттер опирался, в частности, на трактат «Regole per la costruzione de' violini, viole, violoncelli e violini...» (изд. 1786, Падуя) итальянского скрипичного мастера А. Багателлы (1716–1806). В 1875 г. инструмент по чертежам Риттера изготовил мастер К. А. Хёрляйн (1829–1902) из Вюрцбурга. Изменение пропорций привело к увеличению размеров виолы-альта по сравнению с обычным альтом: длина корпуса составила 48 см, ширина обечайки – 4,3 см.
В том же 1875 г. Риттер с успехом представил в Мюнхене виолу-альта Р. Вагнеру, после чего композитор предложил включить по меньшей мере 2-3 таких инструмента в состав оркестра на открытии Байройтского фестиваля, к которому вёл подготовку. В письме Риттеру от 28 марта 1875 г. он писал: «…Я уверен, что всеобщее введение виолы-альта в наши оркестры послужило бы не только для того, чтобы пролить должный свет на намерения тех композиторов, которым приходилось довольствоваться обычным альтом, в то время как для их мелодий требовался подлинный тон альта-скрипки [Alto-violin], но также могло бы расширить возможности применения струнного квартета…»; среди прочего Вагнер отметил «свободное и блестящее» звучание открытой струны «ля» по сравнению с «тонким носовым» её звучанием у обычного альта (цит. по: Riley. 1980. P. 229–231). На премьере тетралогии «Кольцо нибелунга» на Байройтском фестивале летом 1876 г. в составе оркестра звучала виола-альта Риттера.
Помимо Вагнера интерес к инструменту проявил немецкий композитор Ф. Дрезеке, написав две сонаты для виолы-альта и фортепиано.
Как отмечает американский музыковед М. У. Райли, «Герман Риттер был крупным мужчиной и мог играть на виоле-альта с кажущейся лёгкостью. Однако большинство альтистов сочли инструмент слишком большим» (Riley. 1980. P. 231). В 1898 г., пытаясь исправить ситуацию, Риттер и Хёрляйн создали новый альт с пятью струнами, добавив верхнюю струну «ми» (в 1834 эту идею уже пытался реализовать Н. Паганини). Длина корпуса нового инструмента составила 45,4 см.
В поздние годы Риттер работал над усовершенствованием конструкции инструментов смычкового квартета, также используя математические соотношения между ними. В 1905 г. он представил квартет, в котором вместо 2-й скрипки использовалась 5-струнная виола-альта, вместо обычного альта – новый сконструированный им инструмент виола-тено́ре (Viola tenore) с длиной корпуса 72 см (строй на октаву ниже скрипки, расположение при игре – как у виолончели), а вместо виолончели – виола-басса (Viola bassa) с длиной корпуса 96 см (настройка как у виолончели). Использование виолы-теноре в оркестре рекомендовал дирижёр Ф. Вейнгартнер.
Несмотря на то что созданные Риттером инструменты не получили широкого распространения, его деятельность оказала заметное влияние на восприятие струнных инструментов его современниками, исполнителями и композиторами. Некоторые его модели используются поныне. Ряд учеников Риттера продолжили популяризацию виолы-альта, среди них – немецкий альтист М. Баллинг (1866–1925).
В композиторском наследии Риттера – разнообразные сочинения для виолы-альта: два концерта-фантазии (оба 1886), пьесы, сюиты, свыше 100 обработок, транскрипции.
Из теоретических и методических работ Риттера наибольшую известность получили труды «История "виолы-альта" и принципы её конструкции» (1877) и «Пятиструнная альтовая скрипка (виола-альта) и возможное дальнейшее развитие струнных инструментов» (1899).