#Струнные смычковые инструментыСтрунные смычковые инструментыИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегСтрунные смычковые инструментыСтрунные смычковые инструментыНайденo 13 статейТерминыТермины Перекрёстная настройкаПерекрёстная настро́йка, настройка струнных инструментов, при которой каждая следующая струна может быть настроена как выше, так и ниже предыдущей. Используется для облегчения аппликатуры аккордов. Встречается как у щипковых инструментов (среди них теорба, укулеле, чаранго), так и у смычковых (лира да браччо, лира да гамба).Традиционные инструменты ГиджакГиджа́к, струнный смычковый инструмент типа лютни с длинной шейкой. Близок кеманче. Распространён в народной и профессиональной музыке устной традиции таджиков, узбеков, туркмен, уйгур. Маленький чашеобразный корпус с кожаной декой (мембраной) соединён с круглой в сечении шейкой с помощью металлического стержня, который проходит через корпус насквозь.Части музыкального инструмента, механизмы ПодгрифокПодгри́фок, деталь струнных смычковых и некоторых щипковых лютневидных инструментов, выполняющая функцию струнодержателя. У смычковых инструментов – продолговатая выпуклая деталь с отверстиями для крепления струн. На некоторых гитарах, электрогитарах и мандолинах струнодержатель чаще всего представляет собой изогнутую штампованную металлическую или литую легкосплавную деталь, крепящуюся за пуговицу внизу корпуса инструмента.Части музыкального инструмента, механизмы Гриф (инструментоведение)Гриф, деталь конструкции музыкальных инструментов. Представляет собой деревянную пластину, наклеенную на шейку со стороны, обращённой к струнам. Служит для ограничения длины струн и, соответственно, изменения высоты звука. Может быть плоским (у лютни, виуэлы, гитар эпохи Ренессанса и барокко и др.) или радиусным (характерно для инструментов виольного и скрипичного семейств), с ладами или безладовым. Наиболее распространённые материалы для изготовления грифа: древесина чёрного дерева, клёна, палисандра; полимерные материалы (со 2-й половины 20 в.).Части музыкального инструмента, механизмы Пружина (инструментоведение)Пружи́на, деталь конструкции большинства смычковых и щипковых лютневидных инструментов. Пружины представляют собой деревянные планки разных размеров и форм, приклеенные изнутри к верхней и нижней, либо только к верхней деке инструмента. Служат для укрепления конструкции, поддержки соотношений упругостей в разных частях деки, препятствуют её деформации, обеспечивают необходимые резонансные характеристики. В разных школах и у разных мастеров – изготовителей музыкальных инструментов существуют традиционные схемы расположения пружин. Изменения в количестве и характере расположения пружин происходят главным образом в направлении синтеза конструкционных решений.Исторические инструменты Виола да гамбаВио́ла да га́мба, гамба, западноевропейский струнный смычковый инструмент конца 15 – 18 вв. Наряду с лютней и органом важнейший инструмент того времени. Звук виолы да гамба несильный, динамически гибкий, темброво разнообразный, лёгкий. Среди композиторов, создававших музыку для неё: Дж. Дауленд, Г. Пёрселл, М. Маре, Ж.-Ф. Рамо, И. С. Бах, Г. Ф. Телеман, К. Ф. Э. Бах. К концу 18 в. виольная культура была утрачена; возрождена в 20 в. в рамках аутентичного исполнительства.Части музыкального инструмента, механизмы Головка (инструментоведение)Голо́вка (итал. paletta; нем. Kopf, Kopfplatte; англ. headstock), деталь конструкции смычковых и щипковых струнных инструментов, преимущественно лютневидных. Венчает шейку инструмента, может представлять единое целое с ней (шейка и головка вырезаются из одного куска древесины) или быть отдельной деталью. Служит для размещения колков. В зависимости от количества колков, их крепления и принципа действия, а также общих особенностей инструмента головки отличаются большим разнообразием форм, размеров и манер отделки. Это продиктовано как теми или иными традициями изготовления и украшения (резьба, инкрустация и т. п.), так и экспериментами мастеров, изучавших влияние различных факторов (материал, вес, габариты и угол наклона головки) на резонансные характеристики инструмента, лёгкость настройки и удобство игры на нём.Материалы ФернамбукФернамбу́к (фернамбуковое дерево), название древесины цезальпинии ежовой (лат. Caesalpinia echinata), распространённое в среде музыкантов-исполнителей, инструментоведов, инструментальных мастеров. Лёгкая, прочная, упругая древесина фернамбука традиционно используется при изготовлении скрипичных смычков.Материалы Резонансная ельРезона́нсная ель (широкослойная ель), название древесины высокогорной альпийской ели, распространённое в среде музыкантов-исполнителей, инструментоведов, инструментальных мастеров. Древесина ели с равномерно расположенными широкими кольцами традиционно используется для изготовления верхних дек струнных смычковых и щипковых музыкальных инструментов.Инструменты Половинная скрипкаПолови́нная скри́пка, наиболее распространённый вариант детской скрипки, применяющийся при обучении. Название условное; при стандартной общей длине «целой» скрипки около 60 см длина половинной скрипки составляет около 52 см. Соответственно, смычок также используется укороченный (условно половинный). При обучении детей используют и другие пропорционально уменьшенные варианты инструмента, чаще встречаются скрипки четвертная и трёхчетвертная. 12