Циммерман Табеа
Ци́ммерман Табе́а (Tabea Zimmermann) (род. 8.10.1966, Лар, земля Баден-Вюртемберг), немецкая альтистка и педагог.
Начала заниматься на скрипке в возрасте трёх лет у Д. Мантеля. С 1979 г. училась во Фрайбургской высшей школе музыки в классе альта У. Коха, в 1985 г. окончила Саарскую высшую школу музыки (Саарбрюккен). С 1986 г. совершенствовалась в зальцбургском «Моцартеуме» у Ш. Вега.
Первые премии международных конкурсов в Женеве (1982), имени Мориса Вьё в Париже (1983; в качестве награды получила альт работы Э. Ватло, на котором играла до 2019), в Будапеште (1984). С 2019 г. играет на альте, изготовленном для неё французским скрипичным мастером П. Робеном.
Пропагандирует современную музыку для альта. Ей посвящены Соната для альта соло Д. Лигети (1994), «Recicanto» для альта и малого оркестра Х. Холлигера (2002), «SEXTON A.» для альта соло Х. Эринга (1996, вдохновлено творчеством Э. Секстон), концерты для альта с оркестром М. Р. Копытмана («Cantus V», 1990), В. Рима («Über die Linie» IV, 2002), Ф. М. Байера («Notte di pasqua», 2006), М. Жарреля («Emergences-Résurgences», 2016), Концерт для двух альтов и оркестра Б. Мантовани (2009, посвящён Т. Циммерман и А. Тамести) и др. Исполняет произведения Д. Куртага, Дж. Энеску, У. Уолтона, Э. Поппе, И. Ф. Стравинского, Д. Д. Шостаковича, А. Г. Шнитке, А. К. Вустина и многих других композиторов 20 – начала 21 вв.
Как солистка выступала с крупнейшими оркестрами мира, среди которых Берлинский, Чешский, Израильский филармонический оркестры, «Консертгебау», Лондонский симфонический оркестр, Оркестр Романской Швейцарии; сотрудничала с дирижёрами: К. Мазуром, Б. Хайтинком, Н. Арнонкуром и др. Постоянный приглашённый артист струнного оркестра Ensemble Resonanz в Гамбурге (2013–2015), «Консертгебау» (2019–2020), Берлинского филармонического оркестра (2020–2021).
Среди партнёров по камерному ансамблю: пианисты Я. Немцов, К. Герштейн, Л. У. Андснес, М.-А. Амлен, скрипачи Ф. Хиршхорн, Г. Кремер, И. Фауст, виолончелисты С. Иссерлис, Ж.-Г. Керас, гобоист Х. Холлигер, кларнетисты Й. Видман, Сабина Майер. В составе струнного квартета Arcanto Quartet (2002–2016, Т. Циммерман – одна из основательниц) выступала в Уигмор-холле, Карнеги-холле, театре «Шатле».
Гастролировала во многих странах Европы и Америки, в 2009 г. – в России. Участвовала в крупнейших международных фестивалях: Зальцбургском (с 1988), Экс-ан-Прованском, Люцернском, Эдинбургском и др.
В дискографии около 50 аудиозаписей. На лейбле Myrios Сlassics в 2009 г. записала сочинения для альта соло М. Регера и И. С. Баха (премия ECHO в номинации «Инструменталист года», 2010), в 2013 г. – полное собрание сочинений для альта П. Хиндемита (2013), приуроченное к 50-летию со дня смерти композитора (премия ECHO в этой же номинации, 2014). В 2004 г. на лейбле Ars Musici вышла запись концерта в доме-музее Л. ван Бетховена в Бонне, где Т. Циммерман исполнила произведения композитора и его современников на альте, принадлежавшем Бетховену (партия фортепиано – Х. Хёлль). Компакт-диск с оркестровыми произведениями Б. Бартока и Хиндемита (дирижёр Д. Шаллон) отмечен Премией немецких музыкальных критиков (1992). В составе Arcanto Quartet записала камерную музыку Бартока, И. Брамса, М. Равеля, А. Дютийё, К. Дебюсси, Ф. Шуберта, В. А. Моцарта.
В 1987–1989 гг. профессор Саарской высшей школы музыки, в 1994–2002 гг. – Франкфуртского университета музыки и исполнительских искусств, с 2002 г. – Берлинской высшей школы музыки имени Х. Эйслера.
В 2013–2020 гг. председатель правления общества «Дом Бетховена» в Бонне. Инициатор и художественный руководитель (до 2020) фестиваля камерной музыки «Бетховенская неделя» в Бонне (проводится ежегодно с 2014; на фестивале 2020, приуроченном к 250-летию со дня рождения Бетховена, были исполнены все камерные сочинения композитора, в том числе с участием Т. Циммерман). С 2013 г. член попечительского совета Фонда Хиндемита (г. Блоне, Швейцария).
Премия Музыкальной академии Киджи (1997), Премия имени П. Хиндемита г. Ханау-ам-Майн (2006), Международная премия в области классической музыки (ICMA) в номинации «Музыкант года» (2017), Премия Эрнста фон Сименса (2020).