Бакалейников Владимир Романович
Бакале́йников Влади́мир Рома́нович (настоящая фамилия Бакалейник) [21.09(3.10).1885, Москва – 5.11.1953, Питтсбург, США], российский и американский альтист, дирижёр, заслуженный артист Республики (1924).
Сын кларнетиста Романа Павловича Бакалейника (ум. 1908). Братья – музыканты: Михаил, Николай, Константин. С 9 лет учился в Московской консерватории, которую окончил в 1907 г. по классу скрипки И. В. Гржимали (обучался также у М. И. Пресса). В 1907 г. дирижировал оркестром ресторана «Шато-де-Флёр» Н. И. Рубезова (бывший «Золотой якорь») в Сокольниках (оркестр содержал его отец). Виртуозно играл на альте, выступал в составе квартетов Московского отделения Императорского Русского музыкального общества (с 1908), в Московском квартете (1909–1911, 1916–1917), Мекленбургском квартете (1910–1920), Квартете имени Страдивариуса (1920–1924). В 1914 г., с началом Первой мировой войны, мобилизован, направлен в Пятигорск, затем в Петербургский Преображенский полк. В те же годы (1914–1916) дирижировал спектаклями Театра музыкальной драмы в Петрограде (ныне Санкт-Петербург).
В 1915–1917 гг. дирижёр московского Большого театра. Дирижёр-постановщик опер «Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовского (1915), «Наталка Полтавка» Н. В. Лысенко (1916; обе – режиссёр В. П. Овчинников), балета «Баядерка» Л. Минкуса (1917, балетмейстер А. А. Горский). В 1916 г. дирижировал балетами «Конёк-Горбунок, или Царь-девица» Ц. А. Пуни, «Дон Кихот» Минкуса, «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Жизель, или Виллисы» А. Адана.
После 1917 г. трижды подвергался арестам. В 1918–1920 гг. преподавал в Петроградской консерватории (профессор с 1918).
Выступал как дирижёр Музыкальной студии Московского Художественного театра (учреждена в 1919, открыта в 1920 под руководством Вл. И. Немировича-Данченко; с 1926 Музыкальный театр имени народного артиста Республики Вл. И. Немировича-Данченко), в 1920–1927 гг. главный дирижёр. Дирижировал опереттами «Дочь мадам Анго» Ш. Лекока (1919), «Перикола» Ж. Оффенбаха (1922), музыкальной трагедией «Карменсита и солдат» («Кармен» Ж. Бизе, 1924). В 1922 г. дирижировал оперой «Евгений Онегин» П. И. Чайковского на сцене филиала Большого театра.
В 1920–1924 гг. профессор Московской консерватории по классам камерного ансамбля и альта. Среди учеников – альтист В. В. Борисовский.
В 1927 г. вместе с женой, певицей и актрисой Юлией Фатовой, эмигрировал в США (гастролировал там в 1925–1926 в рамках тура музыкальной студии МХТ; исполнялась в том числе опера «Алеко» С. В. Рахманинова). По приглашению Ф. Райнера в 1927–1937 гг. работал в Симфоническом оркестре Цинциннати (концертмейстер группы альтов и второй дирижёр); преподавал там же в консерватории (среди частных учеников – Л. Маазель). Выступал в концертах как дирижёр совместно с Рахманиновым. С 1937 г. работал на голливудских киностудиях (вместе с братьями Михаилом и Константином; оркестрант, затем дирижёр), позднее – в Питтсбургском симфоническом оркестре (в 1948–1952 главный дирижёр).
Автор Концерта для альта (1937), обработок сочинений И. С. Баха для альта, оркестровой транскрипции Септета Л. ван Бетховена, романсов, камерной музыки.