Ньоро
Ньо́ро (баньоро; самоназвания – banyoro, ед. ч. – munyoro), народ группы банту на западе Уганды к востоку от озера Альберт (округа Кирьяндонго, Булиса, Масинди, Хоима, Кабале, Бундибугио и Камвенге Западной области). Численность свыше 1,5 млн человек (2022, оценка), включая около 250 тыс. человек в Демократической Республике Конго. К ньоро близки торо. Говорят на языке ньоро (руньоро, луньоро) группы ньоро-ганда (J10) языков банту; основные диалекты – оруньоро и рутагвенда. Письменность на основе латинской графики с конца 19 в. Многие владеют также языками ганда, чига и английским языком. С конца 20 в. распространяется т. н. стандартный руньякитара, созданный на основе языков ньоро-торо и ньянкоре-чига. В основном христиане (католики и протестанты, бо́льшая часть последних – англикане), есть мусульмане-сунниты и приверженцы традиционных верований.
Этническая общность ньоро сформировалась в результате миграций бантуязычных народов и нилотов 1-го тыс. н. э. Во 2-м тыс. н. э. на стыке земледельческих и скотоводческих культур возникли раннеполитические образования Китара и его преемник Буньоро.
Традиционная культура типична для народов Межозерья Восточной Африки. Основные занятия – отгонное скотоводство (горбатый зебу-санга) и ручное земледелие (бананы, плантен, элевсина, сорго, просо, ямс, батат; на экспорт – чай, табак, хлопок). Из бананов приготовляют напиток наподобие пива. На озере Альберт занимаются рыболовством, в посёлке Кибиро добывают соль. В Буньоро практиковалась охота на слонов, львов, леопардов, крокодилов. Соперничали с ганда за контроль над торговлей с восточноафриканским побережьем (слоновая кость, шкуры животных, невольники и др.). Ремёсла – кузнечное и гончарное (в основном мужчины; изготовляют посуду с геометрическим орнаментом), плетение циновок. Поселение – крааль. Одежда – покрывало из луба или кожи. Мужчины и женщины бреют голову, в прошлом практиковалось удаление 6 передних нижних зубов.
В основе социальной организации – большесемейная (киджу) и деревенская (мигонго; во главе со старейшиной мукуру вомугонго) общины, патрилинейные тотемические роды (руганда). Система терминов родства бифуркативного типа с элементами генерационного скоса омаха. Сиблинги делятся по относительному полу, распространены описательные формы обозначения единокровных и единоутробных сиблингов. Брак патрилокальный, распространена полигиния. Важную ритуальную роль играют связи женщины с сёстрами отца (исенкати), отношения подшучивания между дедами и внуками. В прошлом была распространена кровная месть (кухора нзигу). Практиковался сговор нерождённых детей.
Сохраняется традиционная политическая структура Буньоро (верховный правитель омукама и совет рукурето), а также разделение социума на статусные группы: кама (бакама) – правящую элиту, хума (бахума) – знать (в прошлом скотоводов) и иру (баиру) – общинников-земледельцев. Этому способствует автономный статус т. н. традиционных королевств, в том числе Буньоро, на территории Уганды (согласно Конституции 1995, они представляют собой параллельную административную систему, а также имеют права культурных автономий). В рамках Ассоциации представителей Королевства Буньоро-Китара (с 2009) под патронажем омукамы Соломона Игуру осуществляются программы по экономическому, социальному и культурному развитию ньоро. Статусные группы хума и иру сопоставимы с тутси и хуту у руанда и рунди.
Практикуются традиционные культы предков и духов природы, сформировался свой пандемониум. Основной праздник (Эмпанга) проводится 1 раз в 3 года перед дворцом омукамы в Хоиме; там же устраиваются ежемесячные праздники новолуния. Фольклор включает все основные жанры, наиболее популярны эпические сказания и исторические предания. Музыкальные инструменты – ударные (барабаны, ксилофоны) и духовые.