Фробениус Лео
Фробе́ниус Ле́о (Leo Frobenius) (29.6.1873, Берлин – 9.8.1938, Биганцоло, Италия), немецкий этнограф-африканист, фольклорист и археолог. Из семьи прусского военного инженера (его дед по матери – известный зоолог, основатель Кёльнского и директор Берлинского зоопарков Г. Бодинус). Был вольнослушателем Бременского и Франкфуртского университетов. Почётный профессор Франкфуртского университета (1925). В 1890–1904 гг. сотрудничал с Бременским, Базельским и Лейпцигским этнографическими музеями. В 1904–1935 гг. совершил 12 экспедиций в Экваториальную Африку, собрал большой материал по археологии, этнографии и истории африканских народов (коллекции Фробениуса находятся в том числе в фондах Кунсткамеры). В 1920 г. в Мюнхене основал Институт морфологии культуры, приобретённый в 1925 г. Франкфуртом-на-Майне (с 1946 Институт Фробениуса при Франкфуртском университете имени И. В. Гёте). С 1934 г. директор Этнографического музея во Франкфурте-на-Майне.
Фробениус – основоположник диффузионистской теории культурных кругов, первым в этнографии стал применять метод картографирования элементов культуры. Он выделил в Африке древнейший («нигритский») пласт культуры, который считал общим с австралийским и древнейшими культурными кругами Океании, более поздние «индийский» (Северная и Северо-Восточная Африка) и «малайско-нигритский» (Западная Африка) и наиболее поздний «семитский» пласты (арабы Северной Африки); из смешения «нигритской» культуры с «малайско-нигритской» и «азиатскими» родилась новая «африканская» культура (кожаный щит, нож, развившийся из наконечника копья, музыкальный лук, цилиндроконическая хижина).
Фробениус создал теорию культуры как обособленного социального организма, возникающего под влиянием географических условий и тех или иных видов хозяйственной деятельности, но независимо от воли человека, являющегося только носителем, но не создателем культуры. Культура подобна живому существу, наделённому мистической «душой» (Paideuma), которая по своим внутренним законам рождается, живёт и умирает. Развивая свою «морфологию» культуры, Фробениус выделял в ней «анатомию» и «физиологию», делил культуры на мужские и женские. Появление новых элементов культур происходит в результате «скрещивания» «мужской» и «женской» культур. Фробениус различал также две первичные культуры: матриархальную (русские, немцы, народы Африки) и патриархальную (англосаксы, арабы, берберы, романские народы). Для мировоззрения матриархальных культур характерно «растительное начало» и единство с природой, это мировоззрение просторов и эмоций; патриархальным народам присущи «животное» начало, активность в покорении природы, рациональность и магия. По мнению Фробениуса, в истории попеременно доминируют либо одни, либо другие, и этот процесс смены лидерства выступает источником развития человечества. Соответственно, в Африке он различал патриархальную «теллурическо-эфиопско-патриархальную», возникшую в зоне саванн, и матриархальную «хтоническо-хамитическую», появившуюся в Северной Африке, культуры. «Теллурическая» культура как бы стремится вверх (свайные жилища и амбары, кровати на ножках, иерархическая лестница возрастных классов, божества, обитающие в высоких недоступных местах), «хтоническая» – зарыться в землю (подземные жилища и зернохранилища, земляные печи, циновки, идеи о подземном мире душ и т. д.). Впоследствии он разделял «восточный» и «западный» типы культур: «Востоку» присуще «пещерное» чувство, неподвижность, идея непреодолимой судьбы, «Западу» – «чувство далёкого», динамичность, идея личности и свободы.
В конце жизни Фробениус развивал идеи, созвучные нацистским. Его наследие оказало влияние на идеологию негритюда.