Куба (народ)
Ку́ба (kuba; самоназвания – бакуба, бушоонг, бушонго; bakuba, bushoong, bushongo), народ группы банту в центральной части Демократической Республики Конго. Живут в междуречье Касаи и Санкуру. Численность 460 тыс. человек (2008, оценка). Язык бушонг (букуба, бушонго, монго) зоны С языков банту (имеет индекс С80 или С90). Письменность на основе латинского алфавита. Куба – католики, протестанты, часть придерживается традиционных верований.
По преданию, куба прибыли на Санкуру с севера или запада. К 16 в. завоевали земли местного населения – пигмеев-тва и бантуязычных леле и ньембе. В конце 16 в. сформировалась конфедерация Куба, объединившая вождества народов бушонг, нгенди, мбала, келе, булаанг, бьенг, пьянг, илебо, идинг, каам, нгомбе, шова, бокила, малук, нгонго. Правители Куба (ньими) происходили из бушонг. Титул и должность ньими сохраняют значимость и в настоящее время.
Традиционная культура типична для народов Экваториальной Африки. Традиционные занятия – ручное подсечно-огневое земледелие (просо, кукуруза, маниок, ямс, батат, арахис, бобовые, фрукты, масличные пальмы, сезам, табак), охота, рыболовство. Ремёсла – ткачество из волокон пальмы-рафии (среди мужчин), плетение, кузнечное (престижно; особенно известны фигурки из кованого железа, многолопастные метательные ножи шонго, мечи с инкрустацией медью), резьба по дереву (сохранились 19 скульптурных портретов ньими – ндоп, маски, антропо- и кефаломорфные деревянные кубки, сиденья, подголовники, шкатулки с геометрическим орнаментом). При дворе ньими существовали ремесленные касты. Представители куба занимались посреднической торговлей слоновой костью.
Поселения включают 150–170 жителей, располагаются обычно на вершинах холмов, имеют уличную планировку, на центральной площади под священным деревом – навес для работы ремесленников. Столица Мошенге насчитывала в конце 19 в. около 4 тыс. жителей, была обнесена деревянной оградой. Традиционное жилище четырёхугольное, одно- или двухкамерное, с плетёнными из окрашенного тростника или ротанга стенами с геометрическим, зоо- или антропоморфным орнаментом. Традиционная мужская одежда – несшитая юбка до колен из 2–3 кусков неокрашенной ткани, женская – кусок ткани, обёрнутый вокруг груди или бёдер. Праздничная одежда из луба: у мужчин – одноцветная, у женщин – сшитая из цветных ромбовидных или прямоугольных кусочков, у знати – тёмно-красного цвета с чёрным геометрическим орнаментом. Правители носили перевязи, кожаные передники, ножные и ручные браслеты, конические плетёные шляпы, накидки из шкуры леопарда. Знатные мужчины и в первый раз беременные женщины делали сложные причёски в виде рогов буйвола. Были распространены скарификация, раскраска тела (в основном во время ритуалов). В основе социальной организации матрилинейные роды (илоонк) и матрилиниджи (икуун). Были распространены большие семьи. С 20 в. наблюдается переход к патрилинейности. Брачное поселение уксорилокальное. Встречается полигиния. Традиционные верования – культ предков, почитание демиурга Бумба, культ правителя и его первопредка Вото; магия. Существовали тайные союзы. Сохраняются (в упрощённом виде) обряды инициации – муканда. Имеют устную историческую традицию (с особым наследственным хранителем – моариди), мифологию: космогонические, этиологические и др. мифы; фольклор: сказки о животных, былички и др. Музыка и танцы – обрядовые и развлекательные. Большое значение для культуры имеют маскарадные традиции, связанные с духами природы нгеш. Пение (сольное, хоровое) сопровождается игрой на музыкальных инструментах. Традиционные инструменты – барабаны, музыкальные луки, ксилофоны и др.
В 21 в. большинство куба урбанизированы, проживают в городах и в горнозаводских посёлках. Многие из них работают в алмазодобывающей промышленности провинции Касаи. Традиционное ремесло было ориентировано на двор ньими, поэтому в 20 в. постепенно исчезало.