Петроглифы
Петро́глифы (от греч. πέτρος – камень и γλῠφή – резьба), изображения на природных скальных выходах и валунах, выполненные выбивкой (пикетажем), гравировкой, пришлифовкой и другими способами, связанными с удалением скальной поверхности, или сочетанием этих техник. Для нанесения петроглифов применялись как каменные, так и металлические инструменты (следы работы ими различаются); могло использоваться одно орудие (отбойник) или два (посредник и ударник). Иногда при изучении петроглифов удаётся проследить тонкие гравированные линии эскизов, следы набросков, разметку поверхности, на которую наносились изображения.
Петроглифы – способ передачи информации, появившийся в каменном веке и существующий доныне. Изображений, выполненных в технике петроглифов, существенно больше, чем росписей, наносившихся на аналогичные природные объекты. Концентрации петроглифов нередко связаны со святилищами, местами проведения календарных праздников, приурочены к важным точкам ландшафта – переправам, перевалам и др. Петроглифы являются важным историческим источником, многие – произведениями искусства, объектами туризма, в том числе получившие всемирную известность [Боярские писаницы, Бесовы Следки, Бесов Нос, Залавруга – важнейшая группа петроглифов на Белом море, включающая композиции, в том числе сцены инициаций, охоты, Пегтымель (Чукотка), петроглифы Саянского каньона, Сикачи-Алян, Томская писаница, Калбак-Таш и др. – в России; Каменная Могила – на Украине] и включённые в список Всемирного наследия [Альта, Богуслен, Валкамоника, Кобустан, Сулайман-Тоо (Киргизия), Тамгалы, Тассилин-Адджер, Фош-Коа и др.]. Выдающуюся роль в становлении исследований наскального искусства в России сыграл А. П. Окладников, основы российского научного петроглифоведения заложены М. А. Дэвлет, А. И. Мартыновым, В. И. Молодиным, В. И. Равдоникасом, Я. А. Шером и др.