Банту
Ба́нту (буквально – люди), группа народов в Тропической Африке, говорящих на языках банту. Общая численность не менее 400 млн человек (2023, оценка). Крупнейшими бантуязычными народами являются луба (около 18 млн человек), руанда (15,8 млн), рунди (около 15 млн), шона (14 млн), малави (13,2 млн), сукума (11,3 млн), макуа (11 млн), кикуйю (10,5 млн), конго (10 млн), коса (9,6 млн), зулу (8,7 млн), ганда (8,5 млн).
Все этнонимы банту образуются с помощью префиксов ба-, ва-(ова-), ма-(ама-) – показателей именного класса людей, в то время как для лингвонимов используются префиксы ки-, чи-, лу-, ру-, и-, иси-, се-, ке-, оши-, а для топонимов и политонимов – локативные префиксы у-, бу-, бо-, ле-, ква- (ср.: народ баганда – язык луганда – страна Буганда; батсвана – сетсвана – Ботсвана; басуто/басото – сесото – Лесото; амазулу – исизулу – Квазулу; вамаконде – чимаконде – Умаконде). В научной и справочной литературе префиксы принято опускать, что приводит к совпадению названий этносов, языков и стран.
Термин «банту» в качестве названия для группы африканских языков ввёл немецкий лингвист Вильгельм Блик в 1857 или 1858 гг. и активно использовал в своей «Сравнительной грамматике южноафриканских языков» (1862). Первоначально этот термин был сконструирован им для обозначения слова «люди» в гипотетическом языке протобанту и создан на основе префикса существительных множественного числа *ba-, обозначающего людей, и корня *ntʊ- «некоторое (сущность), любой» (например, зулусское umuntu «человек», abantu «люди»).
Народы банту (более 500 этнических общностей, включая бантуязычных пигмеев) живут к югу от 6° с. ш. (т. н. Африка банту) и составляют основное население Экваториальной, Южноафриканской и Восточноафриканской историко-этнографических областей.
В Экваториальной Африке банту населяют Экваториальную Гвинею, Габон, Республику Конго, западные и южные районы Камеруна, юго-запад Центральноафриканской Республики, бо́льшую часть Демократической Республики Конго, Анголы и Замбии, крупнейшие из них – дуала, буби (фернандцы), фанг (фанги, пангве), теке (батеке), нгала (бангала), монго, тетела (батетела), куба (бакуба), луба (балуба), лунда (балунда), конго (баконго), амбунду (бамбунду), овимбунду (мбунду), чокве (вачокве), луэна (валуэна), лози (балози), тонга (батонга), бемба (бабемба, бавемба).
Основная часть Южной Африки населена бантуязычными народами зулу (амазулу, зулусы), коса (амакоса, кафры), свази (амасвази), ндебеле (амандебеле), матабеле, тсвана (цвана, бечуаны), суто (басуто), педи (бапеди), тсонга (бацонга), венда (бавенда), шона (машона), гереро (овагереро), овамбо и др. (юг Анголы, север Намибии, юг, центр, восток и северо-восток Южно-Африканской Республики, Эсватини, Лесото, Зимбабве, юг и восток Ботсваны, южные и центральные районы Мозамбика).
К крупнейшим бантуязычным народам Восточной Африки (запад и юг Уганды, большая часть Кении и Танзании, юг Сомали; Коморские Острова, Руанда, Бурунди, северо-восток Замбии и восток Демократической Республики Конго, Малави) относятся кикуйю, меру, камба (акамба), лухья/луйя (балухья/балуйя), руанда (баньяруанда), рунди (барунди), ганда (баганда), сога (басога), ньоро (баньоро), гишу/гису (багису), чига/кига (бачига/бакига), ньянколе (баньянколе/баньянкоре), гусии (бакисии), джагга/чагга (вачагга), ньямвези (ваньямвези), сукума (васукума), шамбала (васамбаа), зарамо (вазарамо), гого (вагого), хехе (вахехе), бена (вабена), кинга (вакинга), фипа (вафипа), яо (ваяо), макуа (вамакуа), малави (марави, ньянджа), маконде, нгони (ангони) и суахили (васуахили, суахилийцы); язык последних – кисуахили – самый распространённый в Тропической Африке язык межнационального общения (более 150 млн говорящих).
Народы, говорящие на языках банту, относятся к негроидной большой расе, но не составляют единой по своему происхождению и культуре общности. Некоторые из них создали раннеполитические образования: Китара у баньоро, Мономотапа у машона, суахилийские города-государства (Килва, Пате, Момбаса, Ламу, Малинди, Софала и др.) и султанат Занзибар; Конго у баконго, Буганда у баганда, Руанда у баньяруанда, Лунда у балунда и др. Но большинство бантуязычных народов на момент колонизации находилось на разных стадиях первобытности. Основу их социальной организации составляли деревенские и большесемейные общины и родовая организация, у многих существовал институт возрастных классов. Системы терминов родства бифуркативного или генерационного типов. Распространены полигиния, сорорат и левират.
Основное занятие большинства бантуязычных народов – ручное подсечно-огневое земледелие, у некоторых народов – земледельческо-скотоводческое (васукума, батонга и др.) или преимущественно скотоводческое (басуто, амакоса и др.) хозяйство. Значительную роль играют охота, рыболовство, бортничество, а также обработка металлов (железо, медь, золото), дерева и слоновой кости. Имеют развитый фольклор, основные жанры – этногенетические и исторические предания, легенды, эпические сказания, мифы, сказки, пословицы, поговорки, песни. Сохраняются музыкальные и танцевальные традиции. Основные музыкальные инструменты – ударные (барабаны, ксилофоны) и духовые.
Большинство верующих – христиане (в основном католики и протестанты, но есть и православные) и мусульмане (в основном сунниты), значительная часть сохраняет традиционные верования (как правило, культ предков), есть иудеи и сторонники афрохристианских культов. Письменности для большинства бантуязычных народов созданы в конце 19 и в начале 20 вв. на базе латинского алфавита. Суахилийцы с 10 по 19 в. использовали арабский алфавит (т. н. старосуахилийское письмо).
Вопрос о прародине бантуязычных народов до сих пор не решён. Наиболее распространённой является основывающаяся на лингвистических соображениях гипотеза Дж. Гринберга, согласно которой народы банту изначально, с 3 тыс. до н. э., были расселены на востоке нынешней Нигерии и в Камеруне (в долине реки Бенуэ). Миграции на юг и восток через тропические леса начались около 2000 г. до н. э., после появления земледелия и керамики в этом регионе, и продолжались до середины 19 в., когда банту заселили практически всю территорию Африканского континента южнее экватора. В процессе миграций бантуязычные народы восприняли многие элементы культуры автохтонного населения (пигмеев и предков койсанских народов, а также кушитов и нилотов).