Чокве (народ)
Чо́кве (chokwe; самоназвания – bachokwe, bajokwe, badjok), народ группы банту в Экваториальной Африке. Близки лунда и луэна. Живут на северо-востоке и в центре Анголы (главным образом в провинциях Северная Лунда, Южная Лунда и Мошико, а также на востоке Бие, юге Маланже и севере Квандо-Кубанго; около 2,3 млн человек – 2023, оценка), на юго-западе Демократической Республики Конго (восток провинции Кванго, юг Касаи и запад Луалаба; 1,35 млн человек), на северо-западе Замбии (125 тыс. человек) и в Намибии (не менее 8 тыс. человек на востоке провинции Каприви). Свыше 20 тыс. чокве переселились в страны Северной Америки и Западной Европы (в основном в Португалию, Бельгию и Францию). Общая численность – не менее 3,8 млн человек (2023, оценка). Язык чокве, или кичокве (чиокве, киоко, кокве, имо, джок), зоны К языков банту (основные диалекты: минунго и уланда). Письменность на основе латинской графики с начала 20 в. Распространены также португальский, французский и английский языки. В основном католики, есть протестанты (методисты, баптисты, реформаты, адвентисты) и приверженцы афрохристианских культов.
С конца 16 в. чокве входили в раннеполитическое образование Лунда. Имели вождества. Традиционная культура типична для народов Экваториальной Африки. Занимаются ручным переложным земледелием (просо, ямс, арахис, маниок, кукуруза) и охотой. Большую роль играл «вождь дичи», возглавлявший крупные охоты. Традиционно занимались торговлей с народами побережья (каучук, воск, слоновая кость; участвовали в работорговле). Развиты кузнечество, гончарство, ткачество, плетение, резьба по дереву (статуэтки, церемониальные кресла, курительные трубки, гребни, маски и др.). Распространено отходничество в города и на плантации арахиса. Поселения круговой планировки, жилище круглое, с крышей из травы и пальмовых листьев. Известны хуторские поселения большесемейных общин (до 30 человек). Основу традиционной социальной организации составляют деревенские общины и матрилинейные роды. Брачное поселение патрилокальное. Предпочтительны кросскузенные браки с символическим выкупом. Существовали возрастные институты, мужское (Мугонге) и женское (Укуле) тайные общества. Практиковались инициации мальчиков (муканда). Сохраняются культы предков и духов природы, выступавших коллективными и личными покровителями (нкиси), вера в Творца – первопредка и бога грома (Нзамби, Калунга), охотничьи и аграрные ритуалы, колдовство. Основные жанры фольклора – сказки, легенды, песни (одноголосное пение), танцы; основной музыкальный инструмент – маримба, родственный ксилофону. Бытует особая традиция сонна («беседа»): старейшина иллюстрирует свой рассказ детям рисунками на земле (с их помощью также иллюстрируют пословицы, загадки, сказки). Искусство принадлежит к художественной традиции бассейна Конго, сложилось в эпоху Лунда; для скульптуры характерны обобщающие формы, квадратные плечи, большой выпуклый лоб, миндалевидные глаза с тяжёлыми полузакрытыми веками. Различаются маски: мужские (чихонго, с закрытыми глазами и оскаленным ртом), символизирующие богатство, и женские (мвана пво, буквально – молодая девушка, отличаются от мужских масок закрытым ртом) – символ плодородия.